Тренер Ehome.Dota2 о своей работе на TI5, уважении к коллегам и надежде на IceFrog’а
После окончания The International 2015 ветеран прогеймерской сцены Тан «71» Вэньи, работающий тренером и менеджером китайской команды Ehome, через блог поделился с публикой своими впечатлениями от посещения ивента и мыслями насчет работы тренера в Dota 2 в целом. Предлагаем вам ознамиться с русскоязычной версией текста. Приятного чтения!
TI – священный турнир, крупнейший ивент года. Игроков обхаживают как богов, и зрители получаются зрелище, по качеству практически сравнимое с NBA. Мне как тренеру трудно повлиять на изменения в игровом балансе или советовать, как нужно организовывать трансферы игроков, каковы должны быть правила о запасных, и так далее. Только в этом году — на мое четвертое посещение TI – мне выдали куртку The International с моим ID и дали возможность поучаствовать в групповом интервью (к сожалению, из-за первого вопроса я провел три — или больше — минуты, всхлипывая, как преступник на допросе). Но хоть Valve вместе с некоторыми клубами и не считают мою роль в команде такой уж важной, мне хотелось бы сказать пару слов, и, надеюсь, они найдут отклик у тех, кто согласен с нашей тренерской позицией.
Прежде всего, нужно знать, что тренеры много работают как в игре, так и вне ее — во многих случаях тренер и работает менеджером, и собирает для нее статистику. Ему нужно, чтобы каждый игрок вовремя появлялся на тренировках и матчах, и чтобы геймеры понимали, какого стиля игры им нужно придерживаться. Необычные драфты, агрессивные тактики, железное понимание, как надо играть в обороне, и прочая и прочая.
Наша работа может сделать матчи более плавными в динамике, более зрелищными. Игра может быть в некотором роде битвой двух тренеров. Но тут нужно понимать, что во время собственно игры мы как тренеры понятия не имеем, как геймеры общаются между собой там в кабинке, где возникнуть проблемы. Чья была ошибка, не разобравшейся в эпизоде команды, или чей-то личный недочет? Я могу только строить догадки и прикидывать в голове возможные сценарии, основываясь на тренировочном опыте. Во время каждого матча Ehome на TI мы с менеджером сидели за сценой, около входа для игроков, и следили оттуда за экраном с четыремя листами бумаги в руках: распечатанной картой для отметки поставленных вардов, вторым листком для конспектирования слабых сторон противников, их перестановок по ходу партий, третьим для записи наших собственных ошибок, и последним для заметок по поводу того, что я думаю насчет наших грядущих корректировок игрового стиля и драфтов.
На TI на перерывы между партиями отведено всего по пять минут. За это время игроки должны еще и успеть сходить в туалет, так что мне приходилось стоять около входа, ждать геймеров и, перекрикивая общий павильонный гам, выдавать им информацию с четырех листов предыдущей партии. Ко всему прочему, нужно было еще и контролировать темп и интонацию своей речи, чтобы не нагнетать обстановку после проигрыша и не распускать игроков после победы. Еще во время этих пяти минут сотрудники Valve напоминают мне железное правило — не касаться геймеров. Как работали другие тренеры, я не знаю, так как команды пользовались двумя разными проходами. Но я искренне считаю, что того, что я делал для команды за эти пять минут, было совершенно недостаточно.
Ах, как я надеялся, что в тот момент IceFrog пройдет через мой коридор и воочию увидит эту сцену. Увидит выражение моего лица после того, как Джош сказал мне, что лучше спрятать мои листы, пока кто-нибудь случайно их не заснимет…
С 2003 года и старта моей тренерской карьеры в Counter-Strike до сего дня прошло 12 лет (TI3 и пропустил ради работы с ACE Alliance). Многие мкажут, что в 2010 году Ehome.CS выиграли ESWC вшестером, и играть «шесть на пять» с нашей стороны было ни разу не круто. Тогда вы должны поглядеть, как ESWC ежегодно устраивает соревнования по CS – они всегда выдавали мне компьютер, хэдсет Steelseries с шумоизоляцией и кабелем-удлинителем на шесть метров, чтобы я мог смотреть матчи и отдавать команды коллективу. До сих пор это помню, и помню шедший вместе с этим уровень уважения. Свои тренеры есть в каждой первой профессиональной соревновательной дисциплине, так что в «чистую» игру 5 на 5 я не верю. Команды без тренеров должны работать, чтобы восполнить его отсутствие, или же «вырастить» себе тренера. Им следует этим заниматься.
После TI5 мы перейдем на систему турниров-мейджоров. Valve даст каждой команде по два слота на запасных, и я хочу знать, можно ли будет менять геймров между играми? Можно ли будет делать замены между партиями против одного и того же противника? Думаю, это будет интересным экспериментом, так как в соревновании коллективов появится целый новый слой, планировать контр-игру станет еже сложнее. В матчах появится еще больше неопределенных моментов, что сделает соревнования зрелищнее. Но думается, если эта мера направлена только против перекупки игроков и перескакивания геймеров из коллектива в коллектив, серьезного толку от нее не будет. Вообще, может получится, что таким образом проекты начнут пожирать сами себя, не давая раскрыться талантливым прогеймерам.
Я представляю, насколько сильно IceFrog и Valve любят свое детище, и представляю, с каким разочарованием они смотрели на финальные матчи TI4, вылившиеся в получасовые пуши с осадами. Но мне все-таки хотелось бы, чтобы вы немного прислушались к тому, что говорит ваш покорный тренер. Dota – это и наше детище, я, по крайней мере, борюсь за него уже шесть лет, надеюсь по-настоящему поучаствовать в его жизни, стать его частью и заслужить то самое уважение.