Как Dreamhack Summer 2012 прошел по шведскому ТВ
По каким-то странным неизвестным причинам Dreamhack Summer 2012 с соревновательной точки зрения мне был не интересен вообще. То ли было лень следить за движухой в целых 32 группах, затем то же самое с 16 группами, затем плей-офф, и так все три дня, и чтобы еще квейк с контрой не упустить, то или еще, не знаю. Единственное, что меня интересовало в прошедшем крупном турнире — это показатели телепрограммы, посвященной DH2012, на шведском канале SVT2.
Если очень грубо, то SVT2 – это как телеканал «Россия». Ну, с сеткой вещания, более близкой к «Россия Культура». Что-то в этом роде. Идею уловить, надеюсь, можно. Так вот — SVT2 поздно-поздно вечером (с 11 вечера до 2 ночи) показывал интервью с Dreamhack’а, а также финалы местных турниров по Dota 2 и Starcraft 2. Финалы по доте показывали не полностью, а только последний сет, но это не сильно важно. Что действительно интересно, так это посмотреть рейтинги передачи. И сопоставить их с кое-какой другой статистикой.
Сухие цифры: победу mouz.Mana над mTw.Dimaga и еще всякое с DH2012 по шведскому ящику хотя бы эпизодами наблюдали 212 тысяч зрителей. В среднем одновременно за экранами сидело по 43 тысячи человек. За играми следили 6.1% от общего числа включивших в тот момент свои телевизоры шведов.
Примечания:
- данные были собраны только по шведской аудитории, в статистику не включены зрители из других стран (например, Норвегии, где в эфире представлено несколько каналов SVT)
- посмотревшими программу считаются зрители, просидевшие за SVT2 DH2012 хотя бы три минуты
Много это или мало? Давайте попробуем взглянуть на эти числа «в перспективе». Для начала посмотрим, как там показал себя Dreamhack в строю остальных передач:
- Tot Rating – среднее количество зрителей, одновременно смотрящих программу (указано в тысячах)
- Tot Reach – общее число уникальных зрителей (указано в тысячах)
- местные проценты — это проценты от общего числа смотрящих в момент вещания той или иной передачи людей
Как видно из данных по программам SVT2 на 18 июня, наш любимый Dreamhack на общем фоне не провалился, заняв в сводной таблице место чуть ниже середины. Достойный результат, учитывая, что денежные заботы канала ограничивались собственно съемкой/подачей материала, а не собственно организацией/проведением ивента. К тому, параллельно с DH2012 на других шведских каналах шли, например, разборы последних событий Чемпионата Европы по футболу 2012. Согласитесь, неслабый Dreamhack’у попался конкурент.
Еще один занимательный момент: очевидный «перекос» в демографии аудитории. На канал, пользующийся популярностью по большей части у пожилой аудитории, пожаловали молодые люди. Надо думать, гуру телевещания знали, для кого делается Dreamhack, и такой скачок был ожидаем и даже желаем.
Получается, в целом данную конкретную трансляцию можно назвать успешной. У Шведских телевизионщиков нынче уже нет причин отказываться показывать, скажем, следующий Dreamhack Winter. Крупный шведский турнир можно поздравить с еще одной медийной победой.
Между тем, к показанным Dreamhack’ом цифрам стоит присмотреться повнимательнее. Надо думать, прежде всего результаты DH2012 были интересны вечно амбициозной MLG. 6.1% процентов от общей аудитории — это на самом деле привлекательный показатель, если ты работаешь в США, с ее населением в 309 миллионов человек. Шоу с аудиторией в 18 с половиной миллионов зрителей — это хорошее коммерческой предложение для многих каналов. Это, конечно, грубое сопоставление, требующее сотни оговорок, но все равно — цифры выглядят хорошо.
Некоторые оговорки, правда, все же стоит проговорить вслух.
Прежде всего, говоря о позитивных цифрах из Швеции, нужно учитывать специфику местного рынка. Соревновательный гейминг всегда популярен в стране, с интернетом там все хорошо, про Dreamhack знают многие. То есть, прогеймеры для шведской молодежи — уже не совсем гибрид водорослей с марсианами. Как подобная передача проявит себя в тех же США или где-нибудь еще — вопрос.
Во-вторых, вокруг дебютного показа DH 2012 по SVT2 был большой ажиотаж внутри сообщества. Геймеры ждали программу, геймеры готовились поддержать движуху. Перспективы того, что какая-нибудь шведская еженедельная передача про киберспорт будет хотя бы держаться показателей Dreamhack’а, сомнительны. Тем же SVT2, наверное, больше смысла будет как раз показывать DH раз в несколько месяцев, чем делать на прогейминге сколь-нибудь сильный акцент.
В-третьих, все-таки DH2012 по SVT2 был ночным марафоном на три часа. Столько разве что олимпийские трансляции длятся. На канале «обо всем» такой формат — либо редкое исключение из правил (см. те же «раз в несколько месяцев»), либо проигрышный вариант.
Словом, у нас есть стартовый успех, но также и ворох неотвеченных вопросов и нерешенных проблем.
И тем не менее, 212 тысяч человек на Шведском ТВ — это внушает, и 43 тысячи постоянных зрителей — тоже. Пока интернет-трансляции собирают сопоставимые цифры со всего мира, мотая турниры-марафоны днем и ночью, 43.000 набралось в одной Швеции за три часа. Эти цифры непринужденно перечеркивают популярное нынче суждение, что киберспортивное ТВ — это про интернет, а телек нужно оставить в прошлом. Судя по DH2012, это самое прошлое одной левой может убрать все наши лучшие достижения и открыть проектам-турнирам-спонсорам такую аудиторию, о которой они сейчас и мечтать не могут даже со всеми своими TwitchTV, own3d.tv, движухой от MLG и плеером от GomTV.
Выходит, те, кто перестал копать под «традиционное ТВ», так были неправы? Или просто сейчас таки настал момент, когда публика начала созревать? Хорошо бы, если так. Пора бы уже, давно пора.