Dota 2 глазами геймера со стороны

Киберспорт, Статьи | |

В том, что бета-ключ от Dota 2 достался мне только недавно, есть своя справедливость. Несмотря на то, что мне всегда было интересно, что именно сделает Valve с игрой, я никогда не любил оригинальную карту для Warcraft 3.

Впервые сыграв в Defence of the Ancients году где-то в 2007, я заключил, что играть с одной рукой на чашке с чаем — развлечение, недостойное внимания труъ варкрафтера, и затем долгое время при каждом удобном и неудобном случае подкалывал адептов молодого культа. Как показала история, сила Dota бы таки велика, чтобы «простую карту» успели клонировать в отдельные проекты более десятка раз, а количество зрителей на трансляциях League of Legends во время крупных турниров было выше, чем у переживавшего бурный рост Starcraft 2. Можно было сколько угодно распинаться про то, что дота — это для слабаков, но что-то подсказывало мне, Dota уже давно стала большей игрой, чем была, когда туча народу просто хотела повеселиться со здоровым набором героев.

Сейчас Dota (2/LoL/любой клон, если уж на то пошло) — это про скайп, командную игру, умение выжать из правил больше, чем могут остальные, ориентирование в ситуации и хирургически точно исполненные комбинации. Ну, на высших уровнях движухи. Про принципиальное превосходство классических стратегий говорить поздно — Dota, внешне оставшись практически тем же самым развлечением, успела эволюционировать и вырасти до размеров большого киберспортивного феномена (и если уж на то пошло, феномена в мире видеоигр в целом).

Но вот я наконец-то скачал Dota 2, наиграл часов тридцать (сравнительно немного, но совершенно точно достаточно, чтобы ухватить суть и даже достичь некого прогресса) и готов попробовать ответить для себя на вопросы, почему же кругом такая шумиха, правда ли новая дота так хороша, и куда оно все идет?

Так, Лича я знаю, ну, если сравнивать с остальными героями. С рандомом пока везет.

Хочется сразу сделать отступление для заядлых дотеров. Дорогие фанаты Dota всех цветов и оттенков! То, как нубы смотрят на ваш любимый снаряд, тоже очень важно, причем не только для разработчиков, но и для вас. Любой киберспортивной игре нужны не только собственно игроки, но и зрители, и чем больше зрителей, тем все будет лучше, в том числе для игроков. Так что взглянуть на игру с левой стороны — очень даже полезное занятие.

***

Вешалка у Dota 2, конечно, шикарная, особенно в сравнении со злосчастным Battle.net 2.0, все ждущим свои критические заплатки. У геймеров есть более-менее вменяемый чат, удобные меню настроек, поиска разнообразных игр, возможность смотреть вживую за играми других дотеров (причем делать это можно параллельно с поиском собственного матча, что совсем круто). В Dota 2 поразительно удобно и приятно ничего не делать, прохлаждаясь в чате или наблюдая за соседними партиями.

Как нуб, ответственно заявляю: это здорово. Смотреть за играми опытных геймеров, обладая нулевыми познаниями и опытом Dota 2 положительно бесполезно, но стоит чуть-чуть понять общую дискотеку, и за дотой можно наблюдать часами, причем безо всяких дополнительных интернет-трансляций. Такой расклад почти что полностью заменяет сообществу толпу стримеров-любителей (см. sc2tv.ru, TeamLiquid.net), оставляя место для хорошего, основательного освещения значительных событий-турниров посредством тех же стримов.

 

Ну красота же.

Что в этой системе совсем замечательно, так это тот факт, что потенциальному болельщику не нужно проявлять решительно никакой инициативы, чтобы подсесть на соревновательную Dota 2. Можно даже не ходить на всякие awesomedota2.com (домен выдуман, любые совпадения случайны), чтобы получить свою первую дозу. К пример, какой-нибудь новоприбывший старкрафтер из бронзы может вообще никогда не осознать, что под выглянувшим наружу ладдерным кусочком айсберга скрыт целый киберспортивный мир.

Раз уж речь зашла про просмотр матчей по Dota 2, хочется сказать пару слов со своего зрительского дивана. В общем и целом, главная проблема всех дот, несмотря на интерфейсные старания Valve, осталась на месте — пока ты сам не поиграешь в D2 хотя бы несколько часов, понять, что происходит на экране нельзя никак, ни с профессиональными комментариями, ни с различными объяснениями-диаграммами. С точки зрения понятности происходящего для случайного зрителя, игра — все тот же сущий ад.

Королем интуитивного зрелища остается Counter-Strike. Дальше идет Quake, дальше стратегии, и уже за ними плетутся доты. Игра остается под значительно расширившимся, но все таким же непроницаемым колпаком. Судя по всему, этот недостаток невозможно побороть, и фанатам придется надеяться на то, что со временем каждый полуторный будет хотя бы смутно, но представлять себе правила Dota. Ну, как с шахматами. Лучшее, что Valve и энтузисты могут сделать — это постоянно поднимать потолок и знакомить с проектом все новую аудиторию.

Занятно, что даже будучи конкурентами, Valve, Riot и прочие в каком-то смысле работают друг на друга. Ну, в долгосрочной перспективе. Кто бы ни сорвал финальный банк, с каждым новоприбывшим в любую из игр геймером разработчики повышают общие ставки. Мощная, между прочим, подмога, если посмотреть, как Blizzard десятилетиями разрабатывает про-киберспотивные стратегии одна-одинешенька.

***

Теперь про саму игру.

Местная рейтинговая система пока что отказывается показывать уровень моей игры; сложно сказать, работает ли она вообще, по крайней мере, с моей колокольни. Игры ищутся быстро — если учесть, что для каждой партии требуется 10 человек, – но иногда совсем видно, что некоторые геймеры явно лучше остальных. То ли меня иногда по ошибке кидает в компанию к Атцам, то ли Атцов — в нашу нубопесочницу. Но в любом случае, когда ты играешь, хочется именно играть, а не пребывать в странном состоянии полузрителя, что из-за веселого набора союзников-оппонентов получается не всегда.

Зато в Dota 2 к нашим услугам потрясающе подробная статистика всего и вся. Сколько опыта ты зарабатываешь в минуту это, как оно в сравнении с противниками, каким героями кто играет лучше, а кто хуже, и много-много-много чего еще — все доступно за пару кликов, что делает вдумчивый прогресс гораздо более близкой к интересующему игроку вещью.

Кажется, происходящее на экране называется «ганком». Хотя, буду честен – по большому счету, я понятия не имею, что творится на этом скриншоте.

Несмотря на то, что игра сама подсказывает тебе многие вещи, на лету схватить получается далеко не все, в том числе некоторые базовые аспекты. Разбираться с артефактами новичкам типа меня точно придется долго. Dota 2 может через интерфейс посоветовать тебе чего-нибудь эдакое, но она не расскажет, что именно можно и нужно делать с отдельными крутыми плюшками, и как построить хорошие командные связки.

Бегать сумасшедшим дурачком, конечно, все так же легко. Но вне зависимости от своей вменяемости и желания обучиться, нутром чувствуешь — чтобы играть хорошо, нужно играть много. Раньше (ну, сильно раньше) я такого чувства при игре в доту что-то не испытывал.

***

Отыграв первые матчей пять, я был удивлен отсутствием откровенного хамства. Первая мысль: неужели народ так боится плохой репутации и банов от Valve?

Я, если честно, не припомню, чтобы такие меры в играх когда-нибудь кого-либо останавливали, но какая-то из заслонок, будь то уже существующие препоны или обещания разработчиков про реально большое (в том числе и в денежном эквиваленте) значение местной калькулируемой репутации, кажется, таки работает. В контексте сообщества любителей Dota такая корректность кажется чудом.

Вас даже не будут сильно бить за плохое знание тонкостей истребления вражьей команды. И даже не будут приниматься за избиение сразу. Очень может быть, что некоторые товарищи по случайной команде перед тем, как изливать в чат свои скорбные и вместе с тем оскорбительные мысли, даже помогут советом-другим, что уже совсем удивительно.

Впрочем, как та свинья из поговорки, я сподобился найти себе грязи. Как оказалось, из непосредственной игры все хамство переместилось в зрительское ложе. От комментариев знатоков Dota 2 хочется удалить клиент, выключить компьютер, потушить свет, лечь на пол и помереть. То есть, тут у нас все как обычно. Тем не менее, то, что ты теперь избавлен от выслушивания-вычитывания бесконечного потока оскорблений в адрес всего и вся прямо во время партии — уже здорово.

Итого: влиться в доту стало одновременно легче и сложнее. В нашем случае сравнительная легкость общения и получения базовых знаний перевешивает повсеместно погребенные подводные камни больших и малых тактических хитростей. Плюс, многие вещи в новой Dota стали намного нагляднее, за что геймерам стоит поблагодарить чутко следящую за чаяниями своих клиентов Valve.

GG, чо.

***

Технически Dota 2 все делает правильно. Очевидная графическая подтяжка — далеко не единственное преимущество нового движка. Юниты стали менее тупыми, интерфейс — более приспособленным под собственно доту, про системное меню я уже говорил выше. Помимо прочего, Valve отлично оптимизировала свою игру, что хоть и ожидаемо, но от этого не менее круто. В конце концов, Valve – практически единственная кроме Blizzard, постигшая дао эргономичного игрового кода.

Надолго ли к нам Dota 2 – вопрос еще открытый, но то, что всерьез — это совершенно точно. С «настоящим» выходом игры бесконечно меняющий свое обличие киберспорт может получить толчок, сравнимый с пострелизным бумом Starcraft 2, а может быть и нечто более крутое. Тем не менее, энтузиастам еще предстоит выяснить, как справиться с принципиальной недоступностью смысла Dota для людей даже не извне, а просто не катающих партии в доту на постоянной основе.

Dota 2 в любом случае предстоит упереться в тот же потолок, что упираются другие киберспортивные дисциплины. Другое дело, что модель free to play, активная поддержка со стороны Valve и (доказавшая свою успешность) идея доты как таковая в сочетании друг с другом обладают потенциалом совершить очередной прорыв в мире прогейминга. Что, учитывая параллельные успехи League of Legends, впечатляет само по себе.

Ну, если смотреть с моей колокольни.

Фёдор XiixTii Суслов xiixtii@progamer.ru

Поделиться

Обсудить