Депрессия Starcraft 2, 2012
Как-то нехорошо на Новый год писать о плохом, но, во-первых, какие-то итоги подводить надо, а во-вторых, не такое уж это одномерное явление у нас в Starcraft 2 случилось.
В 2012 году было сыграно множество матчей, проведено немало турниров, лучшие прогеймеры получили за свою игру неплохие деньги, но все 12 месяцев — когда-то меньше, когда-то больше — сообщество переживало настоящие и мнимые потери. Апофеозом Депрессии Starcraft 2 стал распад проекта SlayerS Clan, сумевший соединить в себе все наши объективные и надуманные страхи.
Про то, что в нашем королевстве неладно, писали-говорили очень и очень многие. Кто-то больше драматизировал ситуацию (см. Destiny), кто-то меньше (пример — материалы в блоге комментатора GSL Artosis’а), но высказанного вслух чувства тревоги и какого-то разочарования в 2012 было действительно много.
Что же так пугало всех стракрафтеров вокруг? Откуда осенью на нас свалилось столько всего нехорошего?
Если коротко, то сообщество громко боялось просевшего количества зрителей, распада команд и ухода многих игроков, доминирования League of Legends, проблем с собственно SC2 и разработчиками из Blizzard, а также накатывания всего этого снежного кома на наш карточный домик.
***
Заноза первая — это тот факт, что в 2012 году резко затормозился (сказать, что совсем прекратился, нельзя, но…) рост аудитории трансляций по SC2. Естественное, ожидаемое, но почему-то все равно больно задевшее сообщество событие вызвало множество бурь в разных размеров стаканах.
Настоящий вопрос даже не столько в том, почему рост просел — здесь-то все более-менее понятно, – сколько в том, почему мы ударились о предсказуемый и предсказанный потолок так больно. Объективно нам не о чем переживать: числа в целом не упали и даже продолжили рост. Об этом не уставали повторять менеджеры разных проектов; к примеру, Evil Geniuses весь год уверенно рапортовали при каждом удобном случае, что у команды все идет по плану, их аудитория растет, а спонсоры видят конкретные графики-цифры-результаты.
И вместе с тем тот же EG.iNcontroL, рассказывая, что дела в целом таки идут, звучал… не скорбно, но… Он был в той же лодке, что и остальные, и не мог не беспокоиться о тех же самых вещах. Знал, что беспокоиться не о чем, и беспокоился.
Между тем, дела в мире интернет-трансляций действительно шли обычным чередом. У MLG был полный порядок со зрителями, у Dreamhack был полный порядок со зрителями, у хороших турниров в целом был полный порядок со зрителями (см. Iron Squid). Не без хорошей помощи со стороны аудитории League of Legends, конечно, но: зрителей конкретно SC2 меньше не стало, это (почти) точно. Расстройство комьюнити на этом фоне выглядит почти иррациональным — мы много чего себе «накрутили».
А, да, про League of Legends. С игрой получилось интересно: LoL как бы перехватил у SC2 инициативу, стал главным-главным источником аудитории, «самой массовой киберспортивной дисциплиной». Учитывая предыдущую проблему, зуд имени MOBA у поклонников SC2 пошел совсем сильно.
И как раз чуть-чуть после разговоров про то, что летние Дримхак и Эмэлджи, оно посыпалось. Beatles, то есть, SlayerS распались. Туча других команд позакрывалась. Игроки начали объявлять о своем уходе из SC2 одни за другим в течение короткого промежутка времени. На этот парад невзлетевших наложилась память о предыдущих потерях гора, и стало совсем не смешно.
Плюс, чем дольше мы смотрим на LoL и, если уж на то пошло, Dota 2, тем грустнее выглядит наш старый-добрый Battle.net 2.0…
***
Другое дело, что все это случалось и раньше, просто с другими играми, с абсолютно другими видами спорта. Звезды приходили, уходили, интерес взлетал, убывал, случался восход, случался закат, и так далее по кругу.
Посмотрим, что у нас случилось.
Не SC2 достиг своего текущего потолка, не LoL берет числом и не так далее. То есть, да, это есть, но оно все бывало и раньше, в том числе с нами.
В 2012 мы наконец-то приплыли.
***
Но все это – круги на воде. Что же именно случилось?
Вообще, этот нарыв раздувался еще с 2009 года вместе с нашими ожиданиями от нового Starcraft’а. Мы хотели многого, надеялись на игру, которая таки прорвет пресловутый барьер, заслоняющий нас от мейнстрима. И нас вместе с прогеймерами понесло.
Сдержанный оптимизм 2009 сменился уверенным оптимизмом 2010 сменился ударным 2011. Все это время главные лица западного SC2 держали на лице свои бесконечные оптимистичные улыбки и продолжали делать свои радостные прогнозы. Случались новые турниры, открывались новые сайты, каждый первый если не стримил на каком-нибудь Twitch.tv, то копил на новый компьютер, чтобы постримить на каком-нибудь Twitch.tv.
Народ продолжал улыбаться и вещать о радужном будущем до самого последнего момента, который случился у каждого свой. Оказалось, что взлетят не все, что места таки не хватит. Между прочим, многие действительно надорвались.
Стоит только взглянуть на старый состав Team Liquid, точнее, ту его часть, что устала улыбаться и которая по полной почувствовала отдачу. Самый наглядный пример — это, конечно, Tyler, периодически публично срывавшийся на перепалки на форумах teamliquid.net.
В 2012 многие заплатили за волну беспечного позитива прошлых лет. Вы знаете, куда делись турниры CraftCup и Playhem? Playhem, между прочим, сейчас заморозил выдачу старкрафтерских призовых, и это сильно-сильно злит всех, кто не успел вывести с ресурса свои выигранные деньги.
Вы бывали на сайте WellPlayed.org? А, кстати, сайт выжил. Сменил дизайн, отдался любви Counter Logic Gaming, зато вышел из трехмесячной комы.
Вы помните все эти команды, которые появлялись просто потому, что все верили, что кругом все будет круто? Team Reign? Type II? Eclypsia? SlayerS (ха-ха)? Да, кстати, в 2012 году южнокорейские команды из лайн-апа GSL получили совсем крутые удары. Что сейчас творится в стане New Star HoSeo? Успеваете следить, куда растаскивают игроков из TSL? Ну да, в основном оттуда тащит прогеймеров к себе EG, но не только они. Помните, что oGs распались в мае 2012 же года?
Свой спуск на землю получили еще и многие «простые» южнокорейские старкрафтеры. Те, что были во fnatic, compLexity, mTw, тех же Reign и Type II и так далее. Многие прекратили играть.
Оказалось, Starcraft 2 – все-таки не самая золотая жила, и нашу нишу очень даже можно заполнить так, что будет литься из краев. Мы-то, публика, просто оказались к этому морально не готовы, а многие сделали на свою старкрафтерскую удачу большие ставки. Можете представить степень их разочарования?
***
Но это нужно было пережить. Хорошая пощечина от реальности хорошо так встряхнула мир SC2, сбросив вниз самых беспечных/наивных/зарвавшихся.
Плюс, были у этого кризиса и позитивные стороны. Blizzard, например, перестали строить из себя гениальных всезнающих чародеев и зашевелились с Heart of the Swarm. Проглотили, значит, спесь, и вернули всякие кланы-чаты, подрихтовали интерфейс, даже кое-какие игровые механики поменяли, прислушавшись к прогеймерам. В 2011 об этом можно было только фантазировать, знаете ли.
Также теперь мы вряд ли увидим приток новых команд, витающих в облаках перспектив и работающих на святом духе. Меньше странных игровых формаций — меньше разочарованных прогеймеров с обманутыми надеждами. Мы отворачивались от рисков, теперь же они нас нагнали, и игнорировать их не получится.
И KeSPA зашевелилась. И ProLeague кое-как, но пережила 2012, под конец порадовав западную публику включением тандема EG-TL в регулярный сезон. И еще TotalBiscuit стартовал свой эксперимент с поиском новой модели монетизации команды по SC2.
***
В уходящем году Starcraft 2 пережил множество неприятностей, но мы с вами не расползлись кто куда, ко дну пошли далеко не все проекты, а в Wings of Liberty еще осталось во-от столечко магии, чтобы самую малость дотянуть до многообещающего Heart of the Swarm.
2012 был для SC2 субъективно черной полосой, 2013 надо делать объективно белой. С наступающим вас!