Почему Прогеймеры не играют в Call of Duty
Шутер от первого лица Call of Duty: Black Ops вышел в ноябре 2010 года и уже через пару месяцев достиг совершенно невиданной планки, став самой продаваемой игрой в США за всю историю. Выручка за первые 6 недель составила более 1 млрд $. Возможно, сиквел игры, который вышел в этот вторник, побьет даже этот рекорд.
Каждый день миллионы людей играют в Call of Duty на серверах Activision Blizzard, но компании и этого мало. Теперь она зарится на самых опытных и преданных в мире игроков: профессиональных геймеров, зарабатывающих на жизнь (а то и на несколько жизней), играя на турнирах с денежными призами. Издатель решил добавить в Black Ops 2 несколько опций, направленных на превращение Call of Duty в зрелищный киберспорт. Геймеры могут транслировать свои сражения в реальном времени прямиком на Youtube.
И это только начало, но, по мнению экспертов в области киберспорта, Black Ops 2 все еще не подходит для профессиональных геймеров.
Притом, появление трансляций в Black Ops – это еще и индикатор того, что киберспорт становится интересен не только самим участникам соревнований, но и болельщикам. Сотни тысяч людей подписываются в Youtube на каналы киберспортивных комментаторов, заполняя собой трибуны игровых арен по всему миру, чтобы посмотреть в реальном времени финалы крупных турниров. А после упорно тренируются каждый день в надежде стать Майклом Джорданом видеоигр. Добавьте сюда небывалую популярность кибер-спорта в Европе и Азии. Если Activision Blizzard сможет достучаться до этих фанатов, Call of Duty может стать настоящим мировым феноменом.
Но, к сожалению, для про-игроков есть одна фундаментальная проблема, которая заключается в том, что для Activision(да и вообще для всех остальных разработчиков) на первом месте сейчас стоят именно деньги. Уже стало традицией, что новый Call of Duty появляется раз в год, во второй вторник ноября. Чтобы поспевать за такими темпами, над играми попеременно работают две разных студии. В итоге каждый год миллионы игроков бросают игру, в которой пропадали последние 12 месяцев, и в массовом порядке переключаются на новый релиз.
Новая игра, новые правила.
Оружие стреляет иначе. Переделана физика. Обычные игроки в восторге, но для про-геймеров это настоящий кошмар. Для них важно, чтобы была возможность практиковаться в одной и тоже игре, по тем же правилам. Оттачивать свои навыки из года в год. К примеру, представьте, что правила Главной бейсбольной лиги меняются каждый год: вводятся разные мячи, увеличивается расстояние между базами, добавляется четвертый полевой игрок и т.д.
«Новый релиз раз в год – это огромная проблема для формирования приличного спортивного сообщества», – говорит Род «Slasher» Бреслау, со-ведущий веб-шоу о киберспорте «Трое в прямом эфире»(Live on Three).
Прогеймеры играют в шутеры от первого лица. Но на всех крупных турнирах с большими денежными призами, таких как DreamHack или World Cyber Games, они играют Counter-Strike 1.6. А это версия игры, выпущенная в далеком 2003 году. В сентябре на кибер-спортивном кубке в рамках Tokyo Game Show были разыграны денежные призы на сумму 15000$ и соревнования проходили именно на этой версии. Компания Valve выпускала и другие варианты игры, но самые топовые геймеры упорно придерживаются 1.6.
«Причины, по которым простые игроки любят Call of Duty, не совместимы с профессиональной геймерской сценой, говорит Маркус «djWHEAT» Грэхэм, другой соведущий «Трое в прямом эфире». «Мне нравится эта игра, потому что, в ней можно сделать 50 убийств подряд. Потому что там есть удары с воздуха и разные приспособления. Да что угодно! Но все это не обязательно должно быть в игре для кибер-спортивных соревнований».
Когда профессионалы играют в Call of Duty, они предпочитают медленные тактические режимы безо всех этих сверкающих ленточек и иконок, оповещающих об очередном тройном убийстве. Например, где две команды сражаются между собой, чтобы разминировать бомбу или наоборот, взорвать ее.
Также стоит сказать, что среди игр серии Call of Duty все же была такая, которой удалось завоевать популярность и доверие профессиональных игроков. Это Call of Duty 4: Modern Warfare, вышедшая в 2007 году.
Бреслау говорит, что вокруг этой игры все еще существует активное киберспортивное сообщество, состоящее из PC-игроков. И никакой другой версии Call of Duty не удалось добиться такого результата. Многие игроки приспособились к особенностям игровой механики и сопротивляются новым изменениям.
Call of Duty: Black Ops 2 вышла на четырех платформах: PlayStation 3, Xbox 360, Windows и новый Nintendo Wii U. Люди, играющие на разных платформах, не будут пересекаться друг с другом. И когда организаторы киберспортивных соревнований планируют включить Call of Duty в список игровых дисциплин, они не знают что делать со всеми этими всевозможными версиями. Правильный выбор сделать невозможно.
«Если я со своими друзьями – это лучшая команда всех времен и народов на PS3, мы не сможем потягаться с людьми, которые играют на Xbox», – говорит Грэхэм. «Мы две разные аудитории. А, например, в Starcraft 2 нет таких проблем».
Игра Starcraft 2, еще одно детище Activision Blizzard, создана с прицелом на более долгую жизнь. Компания поддерживала первую версию стратегии 11 лет, в течение которых прогеймеры успели выиграть на всевозможных турнирах миллионы долларов. Судя по всему, Starcraft 2 ждет похожая судьба.
Появление в Black Ops 2 удобных инструментов для трансляции матчей – это хороший ход, но увеличить зрительскую аудиторию для этой игры не так то просто. В отличие от Starcraft 2 или файтингов вроде Street Fighter 4, которые тоже пользуются популярностью на турнирах, действие в Call of Duty разворачивается не на одном, а на 10 разных мониторах.
«Представьте, что вы смотрите футбол через камеры, прикрепленные на головах у игроков», – говорит Стэн Пресс, менеджер по продажам компании по производству геймерских аксессуаров Astro Gaming. «Чертовски сложно следить за ходом событий».
«Одновременно смотреть на 10 экранов – это довольно затруднительно в отличие от других жанров, где их всего два или вообще один», – говорит Бреслау.
Все эти проблемы уже в течение 8 лет не дают игрокам, командам и лигам создать устойчивое киберспортивное сообщество вокруг франшизы Call of Duty и ее всевозможных вариаций. Однако вышедший на этой неделе Black Ops 2 обещает стать поворотным моментом в этой истории, и эту вселяет некоторый оптимизм.
«Я никогда не видел такого добротного инструментария для поддержки геймерских состязаний», – говорит Сандэнс Диджиованни, со-основатель и глава киберспортивной организации Major League Gaming. «Впервые киберспортивные соревнования можно транслировать прямо на дом».
Но даже Диджиованни, который очень верит в студию Treyarch, разработчика Black Ops, признает, что ежегодный выход Call of Duty – это повод для беспокойства.