Чего хочет Blizzard и чего хотим от Blizzard мы
Blizzard Entertainment любит киберспорт настолько сильно, что может задушить его в своих крепких объятиях. KeSPA только-только отбрыкалась от любовных ласк создателей Starcraft: Brood War, причем без потерь таки не ушла, большая таиландская лига по Starcraft 2 ради доступа к киберспортивному телу сменила девичью фамилию Starcraft II Open на Thailand Starcraft League, а ряды энтузиастов и бизнесменов от прогейминга до сих пор оплакивают погоревшие после визита сотрудников Blizzard и ко каналы на YouTube. Сюрприз — разработчики хотят от киберспорта денег, и чем больше, тем лучше.
Blizzard, Blizzard и KeSPA
Это, собственно, нормально, хотеть получить свой доход от уникального популярного продукта. И никто такому подходу американских разработчиков к феноменам киберспортивного SC:BW и SC2 не возражает, главное — знать меру. Элементы головоломки «Blizzard против KeSPA» можно сложить в занятную (не обязательно правдивую, но все же) картину: зажав KeSPA в тиски, авторы SC хотели (в том числе) посмотреть, насколько сильно можно давить на киберспортивное сообщество, сколько из него можно выжать соков, пока объект не начнет загибаться, какую сдачу могут дать люди из мира прогейминга в таком неравном бою.
Мы скорее всего никогда не узнаем, сколько спросила Blizzard с KeSPA, придя «требовать свое» в самый первый раз, но похоже, что кесповцы не особо грешили против правды, говоря, что американцы назначили слишком крутую цену за дружбу и согласие. Год за годом переговорщики бодались, и с каждым месяцем цена мировой могла сползать чуть ниже. В таком случае, перегибание палок и накал страстей — просто часть стратегии разработчиков. Киберспорт — движение пока что малопонятное: если не выстрелит, то ну и ладно, а если выстрелит, то продешевить на самом старте ой как не хочется.
После подписания договора между Blizzard и KeSPA можно с уверенностью констатировать, замер, даже если не намеренный и не спланированный, состоялся. Близзардовцы больше не наседают, кесповцы больше не задыхаются. Оценить масштабы уступок сторон по сравнению с изначальными позициями извне невозможно, но кое-какие уроки из этой истории может извлечь каждый энтузиаст прогейминга.
От Blizzard не отвертеться. Пока западный киберспорт представляет из себя пусть и переживающую демографический бум, но все же деревню, компания не будет делать резких движений, но стоит европейскому, американскому или любому другому клиенту по-настоящему созреть, Blizzard захочет получить свой кусок пирога и она его получит. Торговаться о доле будет тяжело, ведь самый бойкий из торговцев уже назвал «образцовую» цену, и близзардовцы могут во всех случаях плясать сразу от нее.
Киберспорт уходит из страны эльфов и вечной молодости. Разработчики уже не могут просто делать игры, а мы не можем просто в них играть. Как таковые притязания Blizzard очень даже правомочны; студия открыто заявляла, что делает из SC2 киберспортивный снаряд, и она его действительно сделала. При всем нашем восторге от Wings of Liberty, не стоит забывать, что игра эта хоть и является лучшей в своем роде, но вот род этот — очень своеобразный. Сколько нас, любителей прогейминга, по сравнению с фанатами того же Diablo, не говоря уже о World of Warcraft? За четыре года некоторые — не все! – из нас успеют трижды заплатить за то, что Blizzard изготовили для нас лучшую из существующий киберспортивных дисциплин. Это много денег. На эти деньги делалась и делается сама игра, Battle.net, вышедшие и грядущие патчи и дополнительные материалы типа карты Left 2 Die, эти деньги будут вложены в развитие компании. И на все должно хватить, чтобы не пришлось забирать у той же WoW, чтобы можно было не менять киберспортивного курса развития серии, да еще и заработать. Американцы в праве требовать свое, они заключили с миром прогеймеров открытую сделку, под которой мы подписались, не задумываясь ни секунды. Забавно, но о цене ни одна из сторон особо не задумывалась, но вот Blizzard в конце концов подсуетилась и выставила свой ценник,..
Мы, мы и Blizzard
… а вот мы так и стоим, разинув рты. Пока что Blizzard не продает организаторам и геймерам ничего, кроме права пользоваться последним клиентом игры в тех или иных масштабах. Хочешь играть и выигрывать — выкладывай свои полторы тысячи рублей и не парься. Хочешь устроить из SC стадионное шоу — будет отдельный разговор. И тут, вы знаете, KeSPA права: больших денег и преференций такое предложение не стоит. Если уж Blizzard собралась содержать себя и серию Starcraft за счет киберспорта, то неплохо бы компании и развивать игровой сервис в киберспортивном контексте и отвечать на запросы нашего с вами сообщества.
В практическом смысле речь идет в первую очередь, конечно, о LAN-функционале в SC2, а точнее — об его отсутствии. Сколько турниров, выступлений и трансляций было смазано из-за того, что в какой-то момент в месте проведения эвента отваливался интернет или, еще круче, отказывала сама служба Battle.net, сколько больших и малых текстов было посвящено странной политике Blizzard насчет (не)поддержки локальной сети в своем последнем детище, а компания продолжает стоять на своем.
Пространные монологи сотрудников Blizzard о предотвращении пиратства методом ампутирования LAN’а слушаются чем дальше, тем смешнее. С одной стороны, ищущим нормального мультиплеера и киберспортивной славы геймерам нужен прежде всего Battle.net, и никакая мастерски спиратченная локальная сеть «баттлу» не заменит. С другой стороны, все «нехардкорные» геймеры, кто захотел, без проблем проскакали всю компанию Wings of Liberty на вороном пиратском коне, и плевать они хотели на локальную сеть. Тем более, что даже купи они лицензионный ключ, никакой «локалки» бы не получили, ха-ха.
Перенос всего движения вокруг SC2 в сеть как некая особая идеология также не выдерживает критики. Целый пляж южнокорейских болельщиков, огромную сцену и выступления перед игрой местных поп-коллективов невозможно даже на четверть перенести в сеть, как невозможно проделать такой трюк с любым другим массовым мероприятием. Думаю, здесь даже аргументов приводить не надо.
В то же время мир киберспортивного SC2 (то есть, люди, все до одного купившие себе по лицензионному ключу) продолжает громко выть «без LAN’а пло-охо, хоти-им LAN». Blizzard продолжает говорить «нет», параллельно выбивая для себя преференции в прогеймерском секторе.
Помимо разрешения этой прямой конфронтации нам есть еще что спросить с американских разработчиков. Как, например, им идея заблаговременного оповещения о дате выхода очередного патча для игры? Множество турниров, выпавших на апдейты SC2, пошло коту под хвост. Сбоил Battle.net, график проведения летел к чертям, а геймеры просто не были готовы показать свою лучшую игру из-за внезапно изменившихся расстановок сил на поле боя. Теряли игроки, теряли зрители, теряли устроители, теряли спонсоры. Оповещай Blizzard общественность заранее, все заинтересованные лица успели бы подстроиться… Запросто можно было бы устроить эдакое небольшое межсезонье, в неделю-две. Разработчики устаканивают работу клиента и сервиса, прогеймеры спокойно адаптируются к изменениям баланса, зрители садятся на диету, чтобы потом с большим интересом следить за новыми, заранее избавленными по крайней мере от части потенциальных форс-мажоров турнирами. Здорово, да?
Подобный ход замедлит темп выхода обновлений, зато отлично скажется на системе в целом. Таких доработок можно предложить массу, и большая их часть даже не займет много ресурсов на реализацию (попридержать коней на некоторое время, не выпуская готовый патч, и опубликовать новость-анонс, много ли на это надо сил?), но комьюнити не спрашивает с Blizzard, а Blizzard не делает, потому что комьюнити не спрашивает.
Blizzard и все-все-все
Вернемся назад. Американские разработчики уже договорились с южнокорейскими прогеймерами и получают свои премиальные просто за то, что никому не мешают. От компании никуда не деться и ни к какому ее конкуренту не уйти. Так получилось, что мы заперты с Blizzard в очень тесной комнате. Пока что с такими раскладами можно более-менее спокойно жить, но ведь киберспорт растет, и если движение продолжит развиваться теми же темпами, что и сейчас, то нам придется вырабатывать новый общий язык с Blizzard и либо просить ее со временем все больше и больше уступать жилое пространство (уменьшать отчисления, не вмешиваться в работу организаторов и так далее), либо привлечь ее к совместному перекраиванию планировки (новые сервисы, более глубокая подстройка клиента под киберспортивные нужды и тому подобное). При этом было бы неплохо не злить компанию, та ведь может плюнуть, выломать одну из стен комнаты и уйти из мирка прогейминга и не только оставить нас самих по себе, но и изрядно замедлить (если вовсе не остановить) наше развитие. Печальные примеры неверия разработчиков в киберспортивные дисциплины мы знаем и помним (см. Quake 3).
По сути, на сотрудничество в этом направлении Blizzard уже де-факто подписалась, начав активно вмешиваться в киберспортивную жизнь. Проблема в том, что пока что ни мы, ни компания точно не знает и не понимает, как же именно можно и нужно взаимодействовать друг с другом. За киберспортсменов никто об этом думать не будет, и пока мы не начнем спрашивать Blizzard что-то в ответ, нас будут просто доить, и чем дальше, тем больше. Следующий качественный скачок в развитии прогейминга заключается в том числе в изобретении нового, более делового языка в общении с игроделами. У нас еще есть время для сравнительно беззаботного роста, но о таких вопросах пора бы задуматься уже сейчас.