Стиль и техника киберспортивного комментатора от ReDeYe, часть четвёртая

Киберспорт, Статьи | |

Продолжаем переводить гайды от Пола «ReDeYe» Чалонера (Paul Chaloner), как же нам стать успешным стримером и комментатором киберспортивных событий. В четвертом выпуске: стиль и техника, паузы, вступления, подводка и передача слова, сюжетные линии и взаимопонимание.

ReDeYe-guide-WCSEUS3Ro16

На этот раз мы обратим свой взор на более сложные аспекты комментаторской деятельности. Как правило, их довольно просто запомнить, однако я называю их сложными, потому что большинство претендентов на роль комментатора зачастую не принимают их в расчет.

К тому времени, как вы наберетесь опыта и начнете посещать более крупные мероприятия, эти навыки сыграют в вашей карьере важную роль.

В этой части мы поговорим о следующих вещах:

  • Стиль и техника
  • Паузы
  • Вступление и плавное сужение темы
  • Подводка и передача слова
  • Правила создания и развития сюжетных линий
  • Взаимопонимание

Итак, приступим.

Стиль и техника

Надеюсь, к этому моменту у вас уже развился собственный стиль, и постоянные зрители, которые наслаждаются вашими стримами, уже хорошо изучили ваши повадки и знают, что вы обычно говорите или делаете. Конечно, не все эти привычки положительные, но, полагаясь на отзывы зрителей, вы можете поработать над элементами выступлений, которые не вписываются в нужные рамки.

Вместе с тем, на мероприятиях и матчах очень важно показать всем свою индивидуальность, или вы рискуете стать всего лишь одним из сотен комментаторов, сверкнувших в ночном небе и сгоревших в плотных слоях атмосферы. Стиль – это индивидуальная вещь, и кое-что вы говорите просто по привычке, однако это не значит, что такой подход всегда будет работать.

Helena-Kristiansson IEMSanJose 1

Вы должны помнить, что киберспорт абсолютно интернационален, в отличие от почти всех остальных спортивных трансляций. Острая шуточка о местной звезде мыльной оперы может показаться смешной вам или вашим соотечественникам, однако другие люди, кому этот сериал неизвестен (несколько миллиардов населения нашей планеты), просто не поймут, о чем вы говорите. Итак, удостоверьтесь в том, что ваши слова и манера их подачи относительно универсальны и не требуют специфических знаний. Это не значит, что ваша речь должна быть стерильной: просто постарайтесь говорить о том, что известно относительному большинству.

Стиль приходит со временем. Несмотря на то, что ранние успехи могли быть связаны с вашей индивидуальностью, вы сможете развиваться только благодаря работе над комментаторскими навыками. Все это сформирует ваш уникальный стиль, который представляет собой смесь личностных качеств, опыта и навыков.

Искусство паузы

Одна из самых недооцененных техник ведения киберспортивных трансляций – правильное использование пауз. Как я уже говорил в предыдущей части, темп речи невероятно важен для заботы о голосе, но контроль над потоком комментариев не менее важен. Искусство паузы заключается в контроле над перерывами в комментариях, которые позволяют начать сначала, зародить интригу или подготовить почву для иных тем. При правильном использовании паузы могут превратить хорошие матчи в потрясающие шоу.

На заре комментаторской карьеры вы, скорее всего, попадали в ловушку бесперебойной болтовни: вы пытались говорить без умолку, заполняя любые пробелы своими словами. Этого также сложно избежать, когда вы работаете в паре, так как вы постоянно находитесь в напряжении, ожидая своей очереди. Если вы хотите стать топовым комментатором, вы должны понять, что пауза – это один из мощнейших инструментов в вашем арсенале.

Helena-Kristiansson ESLOneBF4 2

Есть несколько способов использования пауз, но сначала я хотел бы пояснить, о чем мы говорим, хотя это и может показаться очевидным.

Пауза – это выбор. Во время трансляции вы сами решаете, когда говорить, а когда молчать. Этому нельзя обучить, но если вы поймете, когда это может оказаться полезным, вы вскоре научитесь использовать паузы в конкретных матчах. Проще говоря, пауза – это определенный момент матча, когда вы намеренно решаете ни о чем не говорить.

Разумеется, если во время матча происходят важные события, а вы неожиданно замолкаете, пауза получается очень неловкой, поэтому вы должны точно знать, когда можно делать паузы. От этих решений зависит ваш успех.

В любой киберспортивной игре бывают моменты затишья. Именно тогда вы можете ненадолго прерваться и «перезапустить» комментарии, переключиться на другую мысль или начать раскрутку момента, который, как вам кажется, вот-вот разразится кульминацией.

Если вы работаете сольно, вам не составит труда выбрать момент для паузы: после очередного раунда Counter-Strike; после крупного сражения в StarCraft, когда игроки возвращаются на базы; после серьезной командной стычки в Dota или League of Legends. В такие моменты комментарии понемногу затухают, ситуация меняется, и пауза позволяет вам вступить в разговор с новой темой.

Если же вы работаете с напарником, будет немного сложнее, но моменты для пауз остаются неизменными. Я выяснил, что обычный сигнал рукой работает очень даже неплохо: вы просто подаете напарнику знак не говорить, пока не придет время.

Как долго нужно ждать, прежде чем вновь вступать – вопрос чуть более сложный, и вам придется выяснять это в каждой конкретной игре методом проб и ошибок. Разумеется, если в матче возобновляются активные действия, вы должны быстро подключиться к процессу, однако если игра все еще проходит спокойно, по моим наблюдениям, достаточно подождать 5-15 секунд.

Подобные небольшие паузы также привлекают внимание зрителей, которые удивляются необычной тишине и начинают прислушиваться. Это отличный прием для привлечения внимания публики во время долгих матчей.

Существует много хороших моментов для использования пауз, но один из самых удачных – это момент победы, в особенности, на большой сцене в финале чемпионата. Пусть за вас работает видеоряд. Не пытайтесь превратить все в слова и позвольте эмоциям достигнуть сердец зрителей через экран. Скорее всего, вы даже при всем желании не сможете передать всю полноту эмоций, и неважно, насколько опытным комментатором вы являетесь. Практически во всех спортивных мероприятиях момент торжества спортсменов сопровождается паузой в комментариях.

Проще всего в момент победы и накала эмоций поступить следующим образом: объявите команду или игрока, который стал чемпионом, и позвольте публике насладиться моментом. К примеру, когда команда Virtus.pro победила в турнире по Counter-Strike на большой сцене арены Spodek в Катовице, Стюарт Соу завершил комментарии следующими словами: «…И чемпионами турнира в Катовице становится команда VIRTUS.PRO!»

Это отличное решение. Соу просто замолчал, а все остальное сделала картинка: команда праздновала успех, ребята обнимались и прыгали на сцене, а толпа болельщиков стоя им аплодировала. Комментатор не стал портить момент лишними словами, тем самым еще больше подчеркнув его значимость.

Если для улучшения собственных навыков вы следите за тем, как работают спортивные комментаторы, вы знаете, что они поступают точно так же. К тому же, вы, наверное, заметили, что они не заполняют каждую секунду эфира своим голосом.

Запомните: ваша роль – направлять зрителей и вдохновлять их, а не забалтывать до смерти!

Helena-Kristiansson ESLOneNY14 1

Вступление и плавное сужение темы

Когда вы начинаете трансляцию крупного мероприятия или телевизионного шоу, основной ведущий обычно берет на себя все то, что я называю «мелким трепом». Сюда входят такие вещи как приветствие и вступление, но вы все равно должны знать, как это делается, и должны уметь все это правильно преподнести.

Если у шоу есть основной ведущий, он обычно представляет вас, так что когда слово передают вам, вам уже не нужно (да вы и не должны) представлять себя или партнера-комментатора. Очень важно работать заодно, и если вы будете игнорировать слова основного ведущего, вы будете выбиваться из команды.

Если, представляя вас, основной ведущий обращается к вам с вопросом, ответьте на этот вопрос, когда вам дадут слово, или, по крайней мере, выразите признательность за предоставленное слово. С другой стороны, если вас уже формально представили, нет необходимости благодарить за это, так как постоянное выражение признательности скоро начнет всем надоедать. Самым распространенным ответом на передачу слова является фраза «Спасибо, [ИМЯ]», но нет никакой необходимости каждый раз это говорить.

Лучше всего перехватывать инициативу каким-то утверждением или тематическим введением к данному матчу, например:

«Что ж, настало время полуфиналов, и игроки находятся всего в одном шаге от большого финала, в котором они сразятся за главный приз – $200 000. Добро пожаловать на комментаторский мостик».

Если в первой части шоу вы берете на себя роль основного ведущего или комментатора, вам нужно будет открыть шоу, представить всех и поприветствовать телезрителей и публику в зале. Это стандартная процедура, но с ней тоже могут возникнуть проблемы.

Helena-Kristiansson WCSEUS3Ro16

Вот основные пункты, которые максимально упростят вам работу во вступительной части мероприятия:

  • Поприветствуйте всех на шоу (или ответьте на приветствие). Можете сделать это фразой «Добро пожаловать» или любым другим удобным вам способом. Самое главное – не забыть про номенклатуру, к примеру: «Добро пожаловать на второй день турнира Intel Extreme Masters San Jose».
  • Я редко представляюсь сам: мне неудобно говорить людям, кто я, в особенности, когда в нижней части экрана и так написано мое имя. Тем не менее, никакого вреда это не принесет (хотя спортивные комментаторы избегают подобной практики).
  • Я всегда представляю людей, с которыми работаю, и неважно, кто это: эксперты, игроки или менеджер команды. Представьте их как можно подробнее, не забыв упомянуть титулы или другую интересную информацию, например: «Рядом со мной сидит Бруно, лучший в мире эксперт статистического анализа». Если же это интервью: «К нам присоединился MC, который только что победил в полуфинале со счетом 4-3».

Как только вы завершили вступительную часть, вы должны плавно сместить внимание зрителей на предстоящие события и то, что ждет их в дальнейшем. В сущности, вы задаете тон шоу для зрителей, чтобы те знали, чего ожидать. Можно добиться этого самыми разными способами, но я считаю, что лучше всего положиться на плавное сужение темы. Другими словами, вы начинаете говорить о мероприятии в широком смысле и постепенно сводите все к беседе о предстоящем матче.

Ниже я представил пример сужения темы после вступительной части к первому матчу шоу:

  • Приветствие и вступление
  • Правила турнира
  • Расписание – расскажите о том, как распланирован день или мероприятие (обычно подкрепляется графиками)
  • Групповой этап – расскажите о том, как игроки дошли до этого момента и что ждет их в дальнейшем (подкрепляется графиками)
  • Конкретная группа – после обсуждения всех групп в турнире плавно переведите разговор на тему той группы, которая относится к текущему матчу
  • Обсудите первый матч в общих чертах
  • Подробнее поговорите о командах или игроках, принимающих участие в этом матче
  • Передайте слово комментаторам

Необязательно делать все в такой же последовательности, а также можно дополнить этот список другими пунктами. Моя цель – составить у вас представление об основах сужения темы и перехода от общего обсуждения всего мероприятия к конкретному матчу, который вот-вот начнется. Вы можете использовать сужение темы в любой ситуации.

Подводка и передача слова

Искусство подводки тоже часто недооценивается киберспортивными комментаторами. Подводка – это технический термин, описывающий переход к следующей части или сегменту шоу (его также иногда употребляют при передаче слова). Подводку можно использовать не только при работе с людьми, и способы подводки могут меняться в зависимости от того, к чему вам нужно подвести зрителей.

Если вы исполняете обязанности основного ведущего, вам не нужно быть экспертом в подводках, и вы не обязаны разбираться в различных видах этого приема. Что же касается комментаторов, они обязательно должны знать, как правильно передавать слово и плавно переводить шоу из одной части в другую.

Одним из самых важных аспектов подводки является пауза сразу перед тем, как вы собираетесь использовать подводку. Это позволяет немного отвлечь всех от того, о чем вы только что говорили. Вы можете поступить следующим образом: про себя досчитайте до двух, а затем используйте подводку – вы удивитесь, как эффективно работает этот метод.

Helena-Kristiansson ESLOneNY14 3

Перед уходом на рекламу я часто прибегаю к помощи так называемых анонсных подводок: я вкратце описываю, что ждет нас в дальнейшем. К примеру, в подводке вы можете что-то рассказать о предстоящем матче.

Простые подводки

Простая подводка – это передача слова ведущему или комментатору шоу. Можно сделать это самыми разными способами, однако первое правило подводок – никогда не произносите слово «подводка»!

Ниже представлен небольшой и далеко не исчерпывающий список возможных слов и фраз для подводки, но помимо этого вам следует придумать собственные подводки, так как они будут звучать в ваших устах намного естественнее:

  • «Переходим к…»
  • «Передаю слово…» (некоторые продюсеры просто ненавидят эту фразу)
  • «Отправимся к…»
  • «[ИМЯ] уже готов погрузиться вместе с вами в гущу событий»
  • «Возвращаемся к…»
  • «[ИМЯ], передаю в твое распоряжение…»
  • «Давайте присоединимся к…»
  • «В [МЕСТО] сейчас находятся [ИМЯ А] и [ИМЯ Б]»

Вот несколько примеров качественных простых подводок:

  • «Давайте присоединимся к команде комментаторов и насладимся первым матчем».
  • «Игра закончена, и наши эксперты с нетерпением ждут возможности поделиться своим мнением».
  • «А вот и Джо, который возьмет интервью у нашего победителя».

Сложные подводки

Как только вы научитесь делать простые подводки, можете начинать отрабатывать более сложные сценарии, что только улучшит шоу и сделает переход между его сегментами более плавным, а связь – крепкой.

Самые сложные подводки включают в себя анонс предстоящих событий и, в отличие от простых подводок, необязательно передают слово конкретным людям.

К примеру, если вы часто передаете слово какому-то комментатору, большинство зрителей уже хорошо запомнят его и будут замечать повторы при передаче слова этому человеку. Шоу и турнир будут развиваться, переходя от четвертьфиналов к полуфиналам и финалу, а это событие заслуживает более качественного представления.

В такой ситуации сложные подводки работают как нельзя лучше. Вместо того, чтобы использовать простую фразу «Переключимся на комментаторский мостик, где нас ждут Джон и Шон», вы можете задать тон предстоящему матчу, сказав следующее: «Пришло время узнать, кто из нашей пары игроков пробьется в финал чемпионата и замахнется на главный приз в размере 1 миллиона долларов».

Kelly Kline GC14

Главное здесь – правильно использовать голос. В случае с простыми подводками это не играет такой большой роли, однако если в приведенном мной примере не использовать голос так, как надо, качественная подводка не получится. Более того, вы собьете с толку партнеров по команде, которые не будут готовы к переключению камер.

В идеале перед началом подводки нужно взять небольшую паузу. Как только вы начнете говорить, сфокусируйтесь на финальной части ваших слов, которую нужно произнести с четкой нисходящей или восходящей интонацией. Выбор за вами, но человек, подхватывающий тему, должен продолжить с той же интонацией, поэтому обычно стоит положиться на нисходящий тон. Это позволит комментатору спокойно, без лишнего возбуждения включиться в эпизод, в особенности, если матч еще не начался. В данном случае вы должны положиться на свое чувство меры.

Подводка к видео

Удачная подводка к видеоролику – это не просто фраза типа «Давайте-ка посмотрим это классное видео». В сущности, если в подводке у вас мелькнуло слово «видео», вы явно делаете все неправильно.

Я всегда настаиваю на просмотре ролика перед подводкой к нему. Любой профессиональный ведущий должен это делать во время подготовки к шоу. Если же у вас не было времени на просмотр или на момент эфира видео еще не вышло, вы должны как минимум взять у продюсера короткий синопсис с содержанием ролика. Эту информацию вы используете для создания качественной подводки к видео.

Нет ничего хуже скучной подводки к великолепному видеоконтенту, так что выберите эпизод из ролика, который можно использовать в вашей подводке. Это может быть яркая фраза игрока или простое описание содержания видео. Не забывайте, что вы отвечаете за ожидания зрителей и даете им повод продолжать смотреть шоу, в особенности, если вы уходите на рекламу.

К примеру, если видео представляет собой музыкальный ролик с зарисовками какого-то места, вы можете представить его так: «Мы находимся в волшебном Нью-Йорке с его потрясающей архитектурой – только посмотрите!»

Фраза «только посмотрите» намекает зрителю, что сейчас что-то будет, однако по мере накопления опыта вы поймете, что при правильном использовании голоса необходимость в этой фразе отпадает сама собой.

Если же в ролике показаны игроки или представлены чьи-то мнения, выберите что-то из этого и используйте в подводке, например: «Наш матч начнется с минуты на минуту, но сначала Loda расскажет нам, почему он никого не боится на этом турнире».

Подводка к перерыву на рекламу

Подводка к рекламному блоку – стандартная процедура, но вы удивитесь, как часто киберспортивные комментаторы допускают здесь ошибки. Можно сказать, что это самая неинтересная часть шоу, – для большинства зрителей так и есть – но вы должны как можно лучше исполнить подводку к этому сегменту трансляции. Проще всего сделать небольшой анонс событий, которые ждут зрителей после перерыва.

«Сейчас нас ждет небольшой перерыв, но впереди еще есть что посмотреть! Буквально через пару минут с нами пообщается действующий чемпион мира, а затем мы начнем прямую трансляцию первого из полуфинальных матчей. Оставайтесь с нами на ESL TV!».

Я стараюсь избегать слова «реклама», хотя некоторые киберспортивные комментаторы спокойно произносят это слово и его производные. С другой стороны, профессиональные спортивные комментаторы практически исключили слово «реклама» из своего лексикона, и я считаю, что это правильный подход.

Сюжетные линии

Еще одним недооцененным приемом в среде киберспортивных комментаторов являются сюжетные линии (правда, в последние годы ситуация немного улучшилась). Сюжетные линии невероятно важны для любого киберспортивного комментатора, так как они вносят в трансляцию интригу и делают матчи и турниры интереснее. Сюжетные линии очень просто подобрать – нужно лишь знать, где искать.

Многие из сюжетных линий формируются еще на стадии подготовки к трансляции. Вы можете найти интервью, в котором игрок рассказывает что-то интересное о себе или о том, что к турниру он подходит с каким-то особым настроением, которое может повлиять на его игру.

Возможно, к команде недавно присоединился новый игрок: это можно использовать для формирования вопросов и построения сюжетных линий. Как этот игрок повлиял на команду? Пришел ли он на замену какому-то именитому игроку? Влился ли он в команду? Чувствует ли он себя в своей тарелке?

esl one bf

Статистика – вот еще один источник хороших сюжетных линий. Сама по себе статистика скучна и безлика, однако достижения киберспортсмена могут стать заделом для отличной сюжетной линии. Команда скоро побьет какой-то статистический рекорд? Она собирается одержать победу в пятидесятом матче подряд? Если команда победит в турнире, станет ли она самой успешной командой всех времен? Приз за первое место сделает игрока рекордсменом по деньгам, заработанным в киберспортивных сражениях? Вот такие вопросы вам следует составлять во время подготовки к трансляции, чтобы впоследствии превратить их в превосходные сюжетные линии.

Некоторые сюжетные линии могут носить персональный характер. В сущности, одни из самых интересных историй в мире киберспорта – глубоко личные. Пусть об этом тяжело говорить, но правда ли, что игрок недавно потерял члена семьи? Играет ли спортсмен для того, чтобы поддержать свою семью? Переживал ли игрок тяжелые времена? Если он одержит победу в сегодняшнем матче, это изменит его жизнь?

Стиль игры тоже можно превратить в сюжет. Всегда ли игрок использует один стиль? Если это правда, и во время матча вы заметите, что игрок поменял стиль, можно обратить на это внимание, и неважно, победит он или проиграет – сюжет-то уже получился.

Помимо сюжетов, посвященных турниру, вы можете проработать истории, связанные с данным матчем. Здесь вам снова поможет статистика, в особенности, если определенные матчи уже имели место в прошлом. Намечается тенденция? У игрока или команды была серия побед или поражений? Если провести сравнение статистических данных пары игроков, бросается ли что-то в глаза (к примеру, один игрок десять раз одолел второго)?

Не забывайте, что статистика поражений зачастую более интересна, чем статистика побед. К примеру, игрок или команда впервые победили оппонента, которого им не удавалось переиграть в двадцати предыдущих встречах.

Большинство подобных вопросов можно подготовить задолго до трансляции турнира или матча, и каждый из них может обернуться неплохой сюжетной линией. Вот мои подготовительные наброски, которые я сделал перед BlizzCon 2014 (документ rtv, англ.). Здесь собраны факты, которые можно использовать для развития сюжетных линий для всех игроков.

Взаимопонимание

Как правило, вы часто будете работать с основным ведущим или вторым комментатором, а иногда ведущих может быть три. Вне зависимости от количества участников трансляции важно понимать, что вы ничем не лучше ваших коллег. Это значит, что вы всегда должны поддерживать их, а они – вас. Если даже вы с кем-то не ладите, вы никогда не должны подставлять этого человека.

Очень важно, чтобы между двумя (или тремя) ведущими установилось взаимопонимание. Как правило, партнерские отношения основываются на взаимном доверии, которое давно сформировалось и только усиливается с течением времени, однако даже если вы работаете с кем-то в первый раз, нужно постараться установить взаимопонимание с этим человеком. В современной высокопрофессиональной среде киберспортивных комментаторов у вас попросту нет права на ошибку.

Доверие играет самую главную роль, и вы обязательно должны доверять своему партнеру, а ключом к этому является общение. Люди, которые работают вместе не первый год, не имеют недостатка в общении, однако если вы не знакомы с партнером, пообщайтесь перед началом трансляции. Это очень поможет вам обоим.

Chris-Romano ESLOneNY14 2

Подойдите к партнеру до начала эфира и поболтайте с ним. Узнайте этого человека получше, спросите, что ему нравится и не нравится, причем не только в плане трансляций, но и в обычной жизни. Есть ли у него привычки, которые могут вызвать у вас раздражение? Хочет ли он работать по особому сценарию? Есть ли что-то важное, что он обязательно должен сделать во время эфира?

Как я уже упоминал ранее, я предварительно обговариваю с новым партнером набор жестов, которые соответствуют определенным действиям. Это позволяет мне максимально использовать свой потенциал. Я часто подаю партнеру сигналы рукой в ситуациях, когда он должен замолчать или, напротив, больше говорить. Большинство жестов понятны всем, однако будет не лишним предупредить партнера заранее.

Я также четко разграничиваю обязанности, которые каждый из нас будет выполнять во время трансляции. Это особенно важно, если в эфир выходят два комментатора с места события: каждый должен знать, когда можно вступать, а когда следует помолчать. Вначале будут небольшие помарки, так как вы еще не привыкли друг к другу. Просто поработайте над этим, честно открыв друг другу свои сильные и слабые стороны. Наконец, проведите разбор предстоящей трансляции, и вы увидите, что ваше взаимопонимание улучшится буквально на глазах.

В следующей статье мы поговорим об отрицательных отзывах, рекламе, поисках компании, переговорах об оплате, общих ошибках и языке жестов – оставайтесь с нами!

Владимир FrostBite Хохлов frostbite@progamer.ru

Поделиться

Обсудить