Redeye – секреты успешного киберспортивного комментатора, часть 3
Нам так понравился гайд от ReDeYe, что мы просидели за его изучением все выходные. А могли бы пойти куда-нибудь погулять или просидеть все это время за Дотой. Но нет, эта серия материалов заслуживает особого внимания. Редко кто делится своим опытом настолько подробно, что из этого получается что-то основополагающее. Пока у нас готова первая часть, а ниже сразу третья часть – мы ничего не пропустим, будет переведена вся серии статей.
Часть 3: Освещение мероприятий, голос, камеры, природный талант и тяжелая работа.
- Часть 1: Введение, предыстория, настройка техники, разные категории ведущих
- Часть 2: Ваш первый опыт, знание игры и сообщества, четыре «П»
- Часть 3: Голос, природный талант и тяжелая работа
- Часть 4: Стиль и техника, вступление, посыл, химия, сюжет
- Часть 5: Отрицательные отзывы, поиски компании, устройство на работу, обсуждение гонорара, реклама и общие ошибки
- Часть 6: изучение других игр, оборудование и полезные советы перед отправкой в командировку
Что ж, прошло несколько месяцев, у вас накопился определенный опыт ведения стримов и освещения онлайн турниров (работы здесь непочатый край!), и вот вас приглашают провести мероприятие «в режиме офлайн». Впервые в своей жизни вы должны будете выступить перед огромной толпой зрителей.
По своему масштабу офлайн-мероприятия варьируют от небольших студийных съемок до крупномасштабных выступлений на футбольных стадионах (современные киберспортивные состязания проходят именно там). Тем не менее, вне зависимости от размаха мероприятия это будет совершенно новый опыт, не похожий на обычную комментаторскую деятельность, которой вы с комфортом занимались из своей спальни.
Офлайн-мероприятие имеет ряд ключевых отличий:
- Масса людей
- Спонсоры
- Журналисты
- Продюсеры и технический персонал (освещение, звук и камеры)
- Множество камер
- Миниатюрный наушник-суфлер
- План и сценарий шоу
- Дресс-код
Как же со всем этим справиться?
Культура речи
Помимо перечисленных выше отличий и в зависимости от того, как вы ведете трансляцию из дома, вам, скорее всего, придется изменить манеру речи. Первое и самое очевидное – это ваш лексикон.
Это не значит, что вы должны максимально упростить свои комментарии (ничего подобного), но вам нужно принимать во внимание то, что у шоу есть спонсоры, в толпе присутствуют несовершеннолетние, а представители ведущих мировых изданий ловят каждое ваше слово (для крупных мероприятий это в порядке вещей). Таким образом, вы должны контролировать свою речь, в особенности, если во время обычных стримов вы используете ненормативную лексику.
Зрители
Для киберспортивного комментатора нет ничего лучше большой толпы зрителей: надеюсь, вы не будете ютиться за сценой, а займете место перед зрителями и сможете обернуть шум толпы себе на пользу. Я не рекомендую намеренно провоцировать зрителей на одобрительные возгласы (вообще-то, нет ничего хуже фраз типа «я вас не слышу!»), однако голосом и комментариями вы можете способствовать этому. Хорошие ходы игроков заслуживают одобрительного комментария, и, будем надеяться, толпа поддержит вас. Я всегда считал, что хорошие зрители помогают ведущим усилить эмоциональный посыл матча. Благодаря толпе вы можете добиться гораздо большего отклика, чем это возможно во время домашних стримов.
Поначалу это, конечно, может действовать на нервы, но если толпа начинает вас раздражать, просто сконцентрируйтесь на своей задаче, оденьте наушники и уделите максимум внимания игре. Привыкайте к толпе и используйте ее энергию в своих целях.
Техническая команда
Наличие продюсера или режиссера очень помогает комментатору. Дома вы делаете все сами, однако здесь есть человек, который позволяет вам полностью сконцентрироваться на своей основной задаче – комментаторской деятельности. Все члены технической команды облегчают вашу работу и решают любые проблемы, которые могут возникнуть в ходе трансляции. Вы должны сформировать хорошие отношения с членами этой команды, узнать их поближе, запомнить роль каждого из них и тесно сотрудничать с ними, чтобы вам было комфортно, ваши наушники функционировали без сбоев, уровень громкости был в норме и вы всегда знали о том, что будет дальше.
Часто во время шоу вам придется делать то, чего вы никогда раньше не делали. Это могут быть своевременные вставки с полезной информацией или выступление на фоне экрана, на котором показывают повторы, с объяснением происходящего на экране. Вы должны уметь все это и четко понимать, чего от вас ожидают. Вы также должны удостовериться в том, что вам слышно все, что требуется, включая продюсера, который общается с вами через наушник. В противном случае вы легко можете совершить ошибку.
На плечах продюсеров лежит масса обязанностей, и они отвечают за то, чтобы шоу прошло безупречно. Ваши отношения с продюсерами должны быть основаны на доверии. Продюсеры поддерживают вас, а вы – их. Порой вы будете спасать их, но чаще всего именно продюсеры будут спасать вас!
На серьезном шоу вам дадут краткое описание этого шоу, а может, даже сценарий. Это делается для того, чтобы в каждый момент времени все в команде – вы, продюсер, оператор, звукорежиссер, светооператор и т.д. – работали слаженно. Крупные мероприятия очень сложны, поэтому вы обязательно должны знать сценарий развития событий.
Вот первая страница краткого описания шоу, созданная нами в ESL для того, чтобы вы составили примерное представление о том, что это такое. Вы вполне можете использовать этот материал в качестве шаблона для составления собственного краткого описания, которое поможет вам распланировать ход событий (это удобно даже во время домашних стримов).
Дресс-код
Узнать все о дресс-коде нужно задолго до того, как вы соберете чемодан и отправитесь в аэропорт. Ваша одежда также должна быть комфортной, чтобы чувство дискомфорта не помешало вам во время выступления.
Если правила турнира жестко регламентируют наличие полного дресс-кода (костюм, галстук и пиджак), вы просто должны привыкнуть к такой одежде. Я советую какое-то время поносить костюм дома, чтобы вы поняли, что вас раздражает, и смогли это исправить перед началом мероприятия. Если вы не разбираетесь в одежде, попросите кого-нибудь помочь вам с покупками.
Камеры!
Одно из основных отличий больших шоу от домашней трансляции – это камеры, вездесущие камеры! Дома вы, скорее всего, давно привыкли к одинокому глазку объектива и уже не обращаете на него внимания. Что же касается крупных шоу, вас будут окружать дюжины камер, и минимум три из них будут постоянно направлены на вас, причем одновременно. Это не очень приятное чувство, в особенности, когда вы находитесь за пределами домашней зоны комфорта. Я хорошо запомнил свой первый опыт работы на камеру: было такое ощущение, будто мои соски прижигают паяльником.
Если вы лично посещаете турниры, в какой-то момент вы, скорее всего, попадете в объектив, чтобы проанализировать что-то или поделиться своим мнением об игре перед ее началом или уже после матча. Возможно, ваше лицо используют во время игры в так называемом «кадре в кадре». Лично мне это не очень нравится, но некоторые телекомпании помещают миниатюру комментатора в кадр прямо во время матча. Если перед камерой вы чувствуете себя неуютно, напомните себе, что это в порядке вещей, и любой другой человек на вашем месте чувствовал бы себя точно так же.
Следующий шаг – получить помощь. Вы можете попросить совета у коллег и знакомых ведущих (скорее всего, все они уже прошли через то, что предстоит пережить вам). Еще один источник – книги по телевизионной постановке (в особенности, спортивной) и биографические сочинения профессиональных спортивных комментаторов (лично я рекомендую биографию Мюррея Уокера). Наконец, вы должны посмотреть различные спортивные мероприятия и внимательно прислушаться к тому, как работают комментаторы.
За небольшую плату вы можете записаться на курсы в местном колледже, будь то полноценное посещение или, как сделал я, вечернее посещение лекций пару раз в неделю на протяжении нескольких недель. Общего курса по средствам массовой информации вполне достаточно, но если вы метите в академики, то можете замахнуться на степень. Собственно, многие комментаторы имеют степень бакалавра в области средств массовой информации, а также работают в качестве киберспортивных ведущих. Как говорится, одно другому не мешает.
Если вы сомневаетесь, смотрите прямо в объектив. Главное – не перепутать камеру (обычно во время прямого эфира на активной камере горит красная лампочка) и слушать подсказки продюсера, который предупредит, какая из камер будет использоваться далее.
Возможно, перед камерой вы чувствуете себя легко и непринужденно, и все мои советы вас не касаются. Что ж, прекрасно! Это значит, что вы – прирожденный позер, а для выбранной вами профессии это очень полезная черта!
Голос
Не буду лукавить: голос очень важен. Другими словами, если тембр вашего голоса не подходит для комментаторской деятельности, еще не начав, вы уже попадаете в группу догоняющих, а значит, вам придется работать в два раза больше по сравнению с теми, кто одарен правильным голосом.
Есть несколько вещей, которые вы можете сделать для улучшения своего голоса, но даже если у вас великолепный комментаторский голос, это не значит, что вы автоматически добьетесь успеха: вам просто будет немного легче начать. Вы также должны запомнить, что игровое сообщество состоит из самых разных и очень требовательных людей. Таким образом, даже если у вас есть голос, некоторым он не понравится, и вам придется с этим смириться. Понравиться всем и сразу не удавалось еще никому.
Если вы не уверены, подходящий ли у вас голос, спросите совета у опытных комментаторов, которые разрешат ваши сомнения. Вместе с тем, некоторые люди добиваются успеха, не имея поставленного голоса, хотя, как я уже говорил, поначалу им приходится исполнять тиранические объемы работы, чтобы просто попасть в этот бизнес.
Как я могу улучшить свой голос?
Профессиональные уроки культуры речи (и я не шучу) – крайне эффективный способ для тех, кто хочет вести профессиональную комментаторскую деятельность. С другой стороны, кое-что можно предпринять и без вложения средств. Поработайте над интонацией, проекцией голоса, лексиконом и темпом речи. Все эти аспекты очень важны для любого киберспортивного комментатора.
Многие не имеют понятия об этих навыках, хотя и правильно ими пользуются, однако если использовать весь доступный арсенал средств и постоянно совершенствоваться, можно компенсировать недостатки голоса, который не совсем подходит для комментаторской деятельности. Тем не менее, даже если у вас отличный «телевизионный» голос, не пренебрегайте этими навыками.
Интонация
Определитесь с тем, что вы говорите и как вы хотите это подать. Если вы хотите произвести впечатление уверенного в себе человека (каковы бы ни были причины), попрактикуйтесь завершать предложение с нисходящей интонацией. Если вы хотите изобразить удивление или восторг, завершайте предложение с восходящей интонацией.
Усиление, проекция голоса (Voice projection)
Многие путают силу голоса с громкостью, но это две разные вещи. Проекция помогает повысить громкость голоса, но ее главная цель – снять напряжение с говорящего. В то же время, зрители так же хорошо слышат и понимают все, что вы говорите.
Произношение
На первый взгляд, здесь нет ничего сложного, но и тут не обошлось без тонкостей. Если во время быстрого разговора у вас возникают проблемы с произношением, просто откройте рот пошире. Это поможет вам произносить слова гораздо отчетливее. Еще один способ улучшить произношение – координация дыхания: вдохните поглубже перед длинной репликой, и вам будет проще с ней справиться.
Запомните, что произношение зависит не только от работы губ и голосовых связок, но и от правильного контроля языка. Если вы научитесь управлять своим языком, это очень вам поможет. Работайте над произношением стоя. Многие современные комментаторы так и делают, ведь это помогает шире раскрыть легкие и в то же время говорить выразительнее. Вы поразитесь, насколько проще отчетливо выговаривать слова в положении стоя по сравнению с сидячим положением.
Ритм
В зависимости от жанра игры, которую вы комментируете, контроль над ритмом речи может улучшить ваш голос. Ускорение и замедление не только сопутствует непрерывности потока комментариев, но и дает вам контроль над голосом. Благодаря правильному ритму вы можете в нужное время подчеркнуть волнительность момента, причем речь не только о быстром темпе, но и о своевременном молчании.
Забота о голосе (избегаем боли в горле)
С течением времени и, что особенно важно, во время длительных мероприятий вы неизбежно почувствуете боль в горле. Лично я и почти все комментаторы, с которыми я работал, сталкивались с этой проблемой.
Чтобы этого избежать, правильно относитесь к себе во время проведения многодневных соревнований:
- Избегайте чрезмерных ежедневных нагрузок. Очевидно, чем больше вы работаете, тем больше шансы на то, что вы растянете голосовые связки. Не перегружайте их, возьмите несколько выходных в течение недели и постарайтесь не работать по десять часов семь дней в неделю.
- Поработайте над использованием голоса. Большинство комментаторов, особенно начинающих, имеют привычку кричать. На самом деле вам вообще не нужно кричать! Научитесь проецировать голос без его повышения. Чтобы преуспеть, научитесь лучше использовать свое тело.
- Изучите дыхательные техники. Одна из них – одновременное дыхание через нос и рот. Если регулярная комментаторская деятельность приводит к болям в горле, это значит, что вы чаще дышите через рот, чем через нос. Таким образом, появляется сухость во рту, и в горле начинает першить, что приводит к растяжению голосовых связок. Если же все время дышать только через нос, вы не будете получать достаточно кислорода, что тоже не идет вам на пользу.
- Не забывайте о диафрагме. Многие певцы знают, как использовать диафрагму, и комментатор тоже может извлечь из этого пользу, когда ритм игры превышает все разумные пределы. Для того, чтобы научиться владеть своей диафрагмой, прочтите, что значит «петь диафрагмой».
- Не употребляйте алкоголь, не курите и забудьте о вечеринках! Я понимаю, что это скучно, но я уже сбился со счета, сколько раз комментаторы (включая меня) теряли голос за день до мероприятия из-за того, что пошли на вечеринку с громкой музыкой. В таких местах для общения вам обычно приходится кричать, или вас никто не услышит, а значит, вы растягиваете и без того напряженные голосовые связки. Я не могу привести вам никаких эмпирических и научных причин отказаться от курения и алкоголя, но обычная логика предполагает, что в долгосрочной перспективе все это вредит вашему голосу.
- Не пренебрегайте лекарствами. Есть определенные препараты, включая леденцы для облегчения боли в горле, которые помогают вам избавиться от неприятных симптомов. Тем не менее, самое лучшее лекарство – это профилактика. Горячая или теплая вода увлажняют горло, а мед в чае (если вам нравятся такие напитки) предотвращает появление раздражения в горле. Я не рекомендую использовать сильнодействующие лекарственные препараты во время шоу. Если вы чувствуете себя нехорошо, перед приемом чего-то мощнее леденцов вам следует обратиться за советом к врачу. Я уже несколько лет пользуюсь пастилками VocalZone: если у вас болит горло, они очень помогают продержаться до конца дня.
Природный талант и тяжелая работа
Как я уже говорил в предыдущей главе, природный талант очень помогает в киберспортивной комментаторской деятельности, особенно, учитывая то, как легко в наше время можно начать этим заниматься: вы просто регистрируетесь на Twitch и начинаете стримить.
Лично я считаю, что капелька природного таланта вам необходима, но сам я выпустился из школы «не особо одаренных природой» комментаторов, и хотя это может прозвучать странно, у меня за плечами более двенадцати лет опыта в этой сфере. Да, у меня были великолепные учителя, но я также чертовски много работал, чтобы преуспеть.
Упорный труд не исправит недостатки ваших комментариев, в основном, потому, что вас будут оценивать люди, которые как вами восхищаются, так и испытывают к вам отвращение. В прошлом было немало комментаторов, которые очень и очень старались, но не имели даже толики таланта и в итоге сдавались. Я также видел невероятно талантливых ведущих, которые практически не работали над собой, но им достаточно было лишь начать комментировать, и они великолепно справлялись с этой задачей благодаря природному таланту и харизме.
Идеальный киберспортивный комментатор – это человек, сочетающий в себе природный талант и стремление усердно работать, однако таких людей можно пересчитать по пальцам.
В следующих статьях мы поговорим на следующие темы:
- Как справиться с негативными отзывами
- Стиль и техника
- Вступительная часть в прямом эфире
- Неожиданные происшествия
- Химия
- Сюжетные линии – как их создавать и развивать
* Все спрашивают про фотографии. Так вот, эти замечательные снимки сделаны Еленой Кристиансcон (Helena Kristiansson), её аккаунт на Фликре с кучей всякого киберспортивного легко гуглится.