Redeye – секреты успешного киберспортивного комментатора, часть 1
Пол “ReDeYe” Чалонер (Paul Chaloner) один из первых профессиональных киберспортивных комментаторов, начал свою карьеру с Quake и CS в далеком 2002 году. С 2012 года комментирует StarCraft II, в его послужном списке такие турниры, как Европейский WCS, IEM и DreamHack. Ниже перевод его серии статей в которых он по полочкам разложил секреты своей работы. Читайте в первой части: введение, предыстория, настройка техники, разные категории ведущих.
- Часть 1: Введение, предыстория, настройка техники, разные категории ведущих
- Часть 2: Ваш первый опыт, знание игры и сообщества, четыре «П»
- Часть 3: Голос, природный талант и тяжелая работа
- Часть 4: Стиль и техника, вступление, посыл, химия, сюжет
- Часть 5: Отрицательные отзывы, поиски компании, устройство на работу, обсуждение гонорара, реклама и общие ошибки
- Часть 6: изучение других игр, оборудование и полезные советы перед отправкой в командировку
Скорее всего, в мире нет такого игрока, будь то обычный любитель или профессиональный геймер, который за последние десять лет ни разу не смотрел или хотя бы не слышал об онлайн трансляциях киберспортивных матчей. Комментаторов подобных мероприятий часто называют «кастеры» (casters, стримеры и тп) от оригинального «шоуткастеры» (shoutcasters). Сегодня все эти люди являются профессиональными ведущими, освещающими киберспортивные события, но так было не всегда.
Термин «шоуткастер» появился благодаря программе Shoutcast, созданной ребятами из Winamp.com, и впервые прозвучал на волнах интернет-радио. Раньше «шоуткастерами» называли интернет-радио диджеев или комментаторов. Со временем термин стал нераздельно связан с теми, кто освещает игровые матчи и соревнования. Несмотря на то, что оригинальная программа уже давно не обновлялась (хотя все еще широко используется для вещания интернет-радио), шоуткастеры вырвались за рамки Shoutcast и начали участвовать в более крупных проектах: прямых телевизионных трансляциях, масштабных мероприятиях на спортивных стадионах и специализированных телепрограммах, посвященных видеоиграм. Сегодня этих людей чаще всего называют ведущими или комментаторами. Тем не менее, термин «кастеры» все еще широко используется в качестве сокращения оригинального названия «шоуткастеры».
Как стать киберспортивным ведущим
Меня уже не раз спрашивали, что нужно для того, чтобы успешно комментировать киберспортивные мероприятия и достичь уровня лучших представителей этой профессии.
Около семи лет назад я написал небольшую книгу, содержащую актуальные на тот момент советы для тех, кто хочет начать заниматься комментаторской деятельностью. С тех пор я получил массу просьб обновить мои советы и переписать книгу.
Через шесть месяцев ESL выпустит обновленное издание моей книги в шести частях, а в декабре выйдет полная версия в бесплатном формате PDF со всеми частями и массой новой информации. Все это поможет начинающим ведущим сделать первые шаги в мире онлайн вещания.
Шесть вышеупомянутых частей будут публиковаться раз в месяц в течение полугода. Каждая из частей будет охватывать различные аспекты профессии комментатора.
Законченная книга будет содержать все эти части, а также дополнительный контент и ответы на вопросы, касающиеся различных частей книги. Надеюсь, в результате вы получите полноценное руководство по киберспртивной комментаторской деятельности, по крайней мере, с точки зрения начинающего комментатора.
Дополнительный контент в финальной версии книги также затронет следующие темы: ожидаемые результаты, совместная работа, терминология, использование микрофона, работа с продюсерами, сводки и сценарии.
Мои первые шаги на ниве шоуткастинга
С тех давних времен, когда я вел радиопередачу из собственной спальни, я прошел очень длинный путь, однако многие навыки и таланты, которые требуются для успешного шоуткастинга, остаются неизменными. Вместе с тем, с появлением Twitch и вездесущих камер для достижения успеха вам потребуется уже нечто большее, чем просто искорка природного таланта.
Впервые я начал комментировать в 2002 году, и все это можно назвать случайностью, но я оказался везунчиком в том плане, что мне посчастливилось совершить массу ошибок и не особо сильно за это поплатиться. Когда я начинал, всего пара сотен людей на трансляции уже приводила нас в восторг. К тому же, не забывайте, что это было интернет-радио без направленных на меня объективов телекамер.
В течение следующей пары лет я посвящал все свое свободное (от участия в киберспортивных мероприятиях) время освещению различных онлайн кубков, в основном, ClanBase и ESL.
В начале 2005 года Маркус «djWHEAT» Грэхэм устроил меня в iTG в рамках развития популярности шоуткастинга в Европе.
Когда я присоединился к iTG, то еще продолжал вести аудио трансляции, однако вскоре я переключился на видео трансляции на ESWC Finals и QuakeCon. Это был совершенно новый опыт по сравнению с аудио комментариями онлайн матчей.
Для начала, повсюду были камеры, и я понятия не имел, как на них реагировать и куда смотреть. Я понимал, что мне нужна помощь, и начал пару раз в неделю посещать лекции в местном колледже для постановки голоса и помощи с тем, как работать с камерами и как использовать все доступные инструменты для более качественного ведения трансляций. Мне посчастливилось работать на многих крупных турнирах по всему миру, и хотя нам покрывали большую часть расходов, мы редко привозили домой больше денег, чем имели в начале поездки.
От шоуткастинга к телевещанию
Все изменилось в 2006 году, когда меня и Стюарта «TosspoT» Соу начали приглашать на озвучивание рекламы и фильмов. Тогда же мы получили возможность поработать в нескольких телевизионных отраслях. Нам также поручили съемку шестисерийного сериала для британского телевидения, и хотя постановка у нас хромала, мы смогли изучить скрытую сторону работы на телевидении. Таким образом, мы учились и совершали ошибки с минимальными рисками.
В 2007 году я основал новую компанию под названием QuadV при поддержке Джо Миллера, Стюарта Соу, Ли Смита и Оливера Олдриджа. Нашей целью было создание главной европейской комментаторской станции для освещения киберспортивных мероприятий, и, по большей части, мы своей цели добились, так как у нас были лучшие комментаторы Европы того времени. Большинство из них сейчас работает на полную ставку в киберспортивной сфере.
В течение следующих нескольких лет я принял участие в сотнях Live-шоу на телевидении, включая такие каналы как DirecTV, Eurosport, Sky Sports и Sky One, поработал на Ubisoft, включая пару рок-концертов, и даже выступил в прямом эфире из штаб-квартиры Playboy Mansion. Плюс ко всему, я вел серию мероприятий Multiplay в Британии и выступал в роли комментатора на крупнейших современных киберспортивных турнирах, включая WCG Finals, ESWC, CPL Finals и QuakeCon. Я даже работал на специализированном британском канале Sky TV, посвященном видеоиграм.
К сожалению, к 2008 году большинство телевизионных контрактов исчерпали себя, так как произошел спад интереса к киберспорту, и мы вновь вернулись к существованию за счет интернет-стримов. Несмотря на это, полученный нами опыт был бесценен. К тому же, затраты на стримы в то время были огромными, и мы не могли нормально на этом зарабатывать. К счастью, появление Twitch уже было не за горами.
Все это время я не терял связь с киберспортом и в конце 2011 года в последний раз посетил WCG Finals в Корее. Тогда киберспорт вновь начал расправлять крылья.
2012 год стал для меня одним из самых загруженных, так как меня все чаще и чаще приглашали в качестве ведущего. Тем не менее, я продолжал комментировать, и благодаря обширному репертуару игр я приобрел репутацию одного из самых гибких комментаторов в мире киберспорта. В течение всех этих лет я работал с более чем 40 различными игровыми тайтлами. Мне попадались самые разные жанры, начиная с RTS и FPS и заканчивая бильярдом, гонками и файтингами.
В начале 2013 года я присоединился к ESL TV и работаю здесь по сей день в качестве главы команды комментаторов. Я обучаю и руковожу, а порой нанимаю новых талантливых людей для работы на самых разных мероприятиях (Intel Extreme Masters, ESL One, WCS и так далее). Помимо этого я продолжаю вести крупные турниры и комментирую самые разные игры во многих странах мира.
Надеюсь, я помог вам составить представление обо мне и о том, почему я решил написать эту книгу. Больше всего мне хочется видеть больше хорошо подготовленных и полных энтузиазма комментаторов, которые разделяют мою страсть к киберспорту. Если это руководство поможет хотя бы одному человеку, я уже буду счастлив.
На какие категории можно разделить шоуткастеров?
Перед тем, как переходить к основным темам, нужно понять, для кого они составлены. С этой целью вы должны понять, что я подразумеваю под термином «шоуткастер». Это не просто старое понятие, которое порой сбивает людей с толку.
В современном мире киберспорта есть множество разных комментаторов, но не все из них попадают в группу комментаторов и ведущих, для которых написана моя книга. Я говорю это не для того, чтобы преуменьшить значимость других направлений, а просто хочу пояснить, кому может помочь моя книга.
Если вы также хотите зарабатывать на жизнь, комментируя киберспортивные мероприятия, то вполне может статься, что вам придется примерить на себя несколько перечисленных ниже ролей. Многие скажут, что лишь избранные могут по-настоящему неплохо зарабатывать на киберспорте в плане комментаторской деятельности, и в качестве дополнения к доходу от работы на турнирах им также приходится исполнять другие обязанности.
Данный список примерно охватывает те роли, которым посвящены шесть частей этой книги:
- Комментатор с места события
- Приглашенный аналитик
- Ведущий (ведет программы, шоу или выступает в роли ведущего на сцене)
- Ведущий, который обозревает события, сидя за столом в студии
- Интервьюер
- Закадровое озвучивание (рекламные ролики, реклама на радио, фильмы, документальные программы и так далее)
- Эксперт (комментарии к шоу «на диване/за столом»)
- Стример (любой, кто стримит видео, но не считается комментатором или ведущим; как правило, все проходит в свободной манере)
Большая часть книги посвящена работе ведущих и комментаторов с места событий. Тем не менее, многие из навыков и советов, которые будут обсуждаться в книге, применимы и к другим ролям, связанным с трансляцией видео.
Начнем со стримов
Стримы – важный элемент в арсенале любого шоуткастера.
Когда я только начинал стримить (кажется, это было в позапрошлом веке), у нас не было видеопотока: при освещении матчей и турниров мы полагались исключительно на программы Winamp и Shoutcast. Фактически, в 2005 году я провел Live-стримы всего турнира по DreamHack Quake 4 с места событий, полагаясь только на аудио! Как же все изменилось с тех пор…
Конечно, сегодня есть много способов стримить видео, но я хочу отдельно поговорить о сервисе Twitch. Я уж не раз повторял: если бы не изобретение Twitch и видео-стримов, которые мы сейчас принимаем как данность, киберспорт не стал бы таким популярным, каким он является в наше время. Появление Twitch – это одно из трех важнейших событий в короткой истории киберспорта.
Для начала, вам нужно зарегистрироваться и все настроить. Даже далекие от технологий люди (к коим причисляюсь и я) легко смогут со всем разобраться. Размещаю ссылку на отличное руководство по настройке системы, и хотя оно создано для конкретной игры, там все описано достаточно подробно для того, чтобы применить эту информацию для стримов практически чего угодно, включая шоу, тренировочные матчи и даже целые турниры. Правда, сразу уясните для себя один факт: вы не получите в свое распоряжение домашнюю студию, способную составить конкуренцию ресурсам BBC, но работать все будет прилично.
Прежде всего, сконцентрируйтесь на стриме, а также по возможности (и лучше отнестись к этому со всей ответственностью) постарайтесь установить позади стула декорации для повышения качества картинки. Это намного лучше, чем демонстрировать всем свою спальню. Вам также потребуется нормальное оборудование, благо выбор сегодня просто огромный. Ниже представлен базовый набор, и пусть я не рекомендую ничего конкретного (я сделаю это в последующих частях, когда вы уже утвердитесь в своих намерениях), вы не совершите большой ошибки, купив микрофон и наушники Sennheiser или Shure.
Во что вам потребуется для стримов:
- Мощный компьютер (или два, если вы хотите стримить с одной машины, а играть на другой)
- Мощный процессор, как минимум, Intel i5 2400
- Хорошая видеокарта, которая потянет игровую графику
- Наушники с хорошим микрофоном или отдельная пара наушников и микрофон
- Стойка для микрофона (если микрофон отдельный)
- Небольшой четырехканальный микшер (поначалу можно обойтись и без него)
- XSplit
Существуют и другие программы, однако я остановил свой выбор на XSplit. Программа позволяет стримить в высоком качестве, относительно проста в настройке и использовании и не будет отвлекать вас от обучения комментаторской деятельности.
Если у вас ничего не получается, не забывайте о службе поддержки: ее сотрудники помогут вам со всеми сложностями, которые подстерегают вас при настройке и использовании XSplit.
Ресурсы:
Далее мы перейдем к обсуждению первого опыта вещания: как начать, где, как, чего ожидать от зрителей. Мы также поговорим о том, что представляет собой «знание игры и сообщества», и обсудим четыре «П»: Профессионализм, Практика, Подготовка и Пыл.