Morrow об Assembly Winter, переходе на зергов и европейском старкрафте
В ходе прошедшего турнира Assembly Winter было взято множество интересных интервью у лучших киберспортсменов мира. В числе привлекших журналистское внимание геймеров оказался и серебряный призер AW в дисциплине Starcraft 2 :se:mouz.Morrow. Сотрудники портала fragster.de расспросили игрока о различиях между южнокорейским и западным старкрафтом, прошедших турнирных матчах, киберспорте в Швеции и не только. Предлагаем вам ознакомиться с переводом сего текста на русских язык. Приятного чтения!
Привет, Morrow. Доволен ли ты результатами своих групповых матчей?
Да, я весьма доволен своими играми в группе, хотя результат мог бы быть и получше. В смысле, я проиграл Adelscott’у 0-2, хотя мог бы сыграть и посильнее, но и он выступил здорово.
Что именно пошло не так в твоих играх против Adelscott’а? Он просто выбрал лучшую тактику, или же к такому исходу событий привела твоя ошибка?
Ну, на Плато Шакураса я без разведки вышел в экономический билд, чем Adelscott и воспользовался, поставив два гейта около моей второй локации, – и вот таким образом он взял карту. Так что здесь скорее я сыграл плохо; на Пещерах Зел Нага же он быстро изучил врата искривления и при этом очень рано поставил вторую базу. Это был очень странный билд, но так как он не вступал зря в бой и смог «раскачать» свою экономику, то можно сказать, что на второй карте он меня переиграл.
Наблюдая за игрой Adelscott’а, мы заметили, что в играх против зергов он любит ставить быструю вторую базу, а затем переходит на штамповку войск с семи-девяти гейтов и выдавливает оппонента с карты. Как ты считаешь, сильна ли такая тактика в играх с зергами?
Ну, билд «три гейта в экспанд, затем пять гейтов» довольно силен. Это очень популярный корейский билд, и если ты не успеваешь вовремя поставить логово тараканов или достаточно плеточников, то отбиться от него тяжело. Но туча гейтов на второй базе — это олл-ин. Обычно Adelscott предпочитает настроить массу юнитов, но параллельно с этим он строит Наблюдателей и развивает свои технологии. Так что смысл его действий больше заключается в захвате контроля на карте, чем в лобовой атаке с расчетом на победу, как мне кажется. По крайней мере, у меня сложилось такое впечатление об его игре. То есть, его стратегия — не олл-ин.
Говоря о билдах в целом: сильно ли отличаются европейских билды от корейских или американских, или вся разница — в небольших деталях?
Раньше каждый был как бы сам по себе — у нас не было демок игроков других регионов и прочее, но после GSL мы получили шанс взглянуть друг на друга. Теперь стили игры смешались, европейцы начали пользоваться корейскими билдами, так что очень уж сильно стили игры не различаются, но думаю, что корейские билды более просчитаны, в то время как европейцы вкладывают в стратегии свое видение игры и создают свои собственные стили; по крайней мере, у европейцев это четче прослеживается.
То есть, корейцы уступили свои главенствующие позиции образца Brood War’а?
Нет, так сильно они уже не доминируют, потому что непросто так быстро захватить лидерство в игре, отрыв от остальных регионов мира набирается годами. Но европейцы очень серьезно воспринимают Starcraft 2, так что и у нас есть свои усердно тренирующиеся игроки; думаю, Европа не будет отставать от Кореи.
DreamHack был показателен в том смысле, что корейцы (пока что) не превосходят остальных в классе.
Нет, не превосходят. В некоторых западных турнирах участвовали корейцы (например, в том же DreamHack’e), но особого успеха они не добились. Европейцам и корейцам довелось сыграть друг с другом лишь на небольшом количестве турниров, и когда иностранцы приняли участие в GSL, они выступили не так уж плохо. Думаю, можно с уверенностью говорить, что если в Корее полюбят SC2 так же, как SC1, то в будущем местные игроки выйдут на очень хороший уровень.
Давай поговорим о текущем турнире. Нравится ли тебе такая комбинация из профессиональных соревнований и LAN-тусовки, или же ты предпочел бы избавиться от последнего пункта? Скажем, не кажется ли тебе, что здесь слишком шумно?
Нет, не кажется. Мне действительно по душе местная атмосфера, особенно общение и новые знакомства. Но хотелось бы, чтобы игровая арена была более изолирована от остальных. То есть, даже во время игры я слышу тучу народу, ну и так далее. Это раздражало, но не очень сильно. Так что в целом все здорово.
Возникали ли у тебя проблемы с организацией эвента или с железом, или все прошло как по маслу?
Пока что все отлично, по крайне мере у меня.
Делал ли ты какие-нибудь особые заготовки для плей-офф против Kas’а, вроде особых билдов?
Нет, обычно я специальных билдов не разрабатываю — у меня очень хорошо отработан стандартный билд против террана, в этом матч-апе я чувствую себя весьма уверенно. Так что все должно быть нормально, думаю, я могу победить, но, конечно, и Kas — очень хороший игрок, так что одержать верх по силам и ему. Думаю, мы оба будем играть довольно стандартно, без каких-либо особых билдов.
Кто, по твоему мнению, является фаворитом турнира? Ранее этим днем HuK в интервью сказал, что считает себя главным претендентом на победу.
Ну, как мне кажется, некоторые геймеры конечно же играют получше остальных, но прогнозы я даю обычно неверные. Например, я думал, что Sjow как обычно сможет далеко пройти по турнирной сетке, а он проиграл. DarkForce тоже отличный старкрафтер, но и он проиграл, так что прогнозы строить нелегко. Я рассчитываю, что HuK прорвется действительно далеко; в разговоре со мной Ret сказал, что не уверен в себе так же, как HuK. Мои фавориты — HuK, Ret, Kas и кое-какие другие игроки. В целом по уровню игры эти геймеры не сильно отличаются друг от друга.
Какая европейская страна, на твой взгляд, наиболее сильна в SC2?
Из Европы — по-моему, Швеция и Украина.
А что насчет Германии?
В Германии тоже здорово играют, конечно, но в Швеции много сильных и признанных игроков, а также набирающих обороты новичков, так что я за Швецию.
На этом турнире собрались лучшие игроки со всего мира, но при этом сумма призовых сравнительно низкая. Team Liquid привезли на эвент двух геймеров из Южной Кореи и одного из США, но даже если эти игроки заберут себе весь призовой фонд (около €5000), его суммы не хватит даже на покрытие транспортных расходов. В чем может быть причина, по которой сюда решили приехать столько отличных старкрафтеров изо всех уголков земного шара?
Ну, некоторые игроки приехали сюда не ради выигрыша как такового, чтобы просто поучаствовать в эвенте, защитить честь своей команды, давать интервью (например, это) и просто потусить, встретиться с болельщиками и так далее. Игрокам все это по нраву, потому что так они начинают привыкать к LAN’ам, игра на которых разительно отличается от онлайновых баталий. Посещая много LAN’ов, ты становишься лучшим игроком, также это оргомный плюс для спонсоров и так далее.
Что ты предпочитаешь — онлайновые поединки или игру на виду у зрителей?
Я не против поиграть перед зрителями; игра перед большой аудиторией не выбивает меня из колеи. Мне очень нравится выступать на LAN’ах, но дома, где царит спокойная атмосфера и все тебя устраивает, тоже здорово. Сыграть на онлайновых эвентах тоже бывает весело.
Проводятся ли сейчас в Швеции крупные турниры помимо DreamHack’а?
Не уверен, но вроде нет. Может, под «крупные турниры» подпадают Inferno Online и Hazard LAN — хотя никогда в этих эвентах не участвовал, но наслышан о них. Кажется, они проводятся раз в год и по масштабам не такие крупные, как DreamHack. Конечно, игровая атмосфера в Швеции что надо.
Люди до сих пор высказывают жалуются на игровую механику, баланс, карты и тому подобные вещи. Склонен ли ты так же выказывать свои претензии, или же принимаешь вещи такими, как они есть?
Ну, я бы не сказал, что люди «жалуются». Люди хотят, чтобы хорошие игроки поделились своими мнениями, как Artosis и Idra, – это не причитание, а высказывание собственного мнения, раз уж люди любят поговорить о балансе. Я и сам люблю пообсуждать баланс и карты, но после проигранной игры я не ною в стиле «это имба!», а просто покидаю карту. То есть, вечно недовольным игроком я не явлюясь, но поговорить о балансе люблю.
Как ты думаешь, что необходимо SC2, чтобы выйти на новый уровень?
В основном — новые карты. Но, конечно, под новые карты придется по новой подгонять баланс. Для зерга, скажем, ближние респауны на Затерянном храме — автоматический проигрыш, при этом если я с соперником появляемся на дальних друг от друга точках, то преимущество, возможно, уже на моей стороне. То есть, ракслад на многих картах зависит от стартовых локаций.
Приносит ли плоды в SC2 разработка необычных тактик, или же лучше придерживаться стандартных билдов?
Хорошо и то, и другое. Хоть раньше креативный игрок и получал больше отдачи от своих находок, в целом это никуда не делось. Но есть и игроки, которые пытаются лишь отточить и улучшить стандартную игру, и в большинстве случаев это помогает справиться с креативными билдами, ведь последние не так уж и хороши. Если бы это были сильные стратегии, они стали бы популярны в целом. Уповающие только на необычные стратегии игроки не сильно многого добиваются, в то время как отрабатывающие лишь один стандарт геймеры могут подняться очень высоко. Взять к примеру того же Idra – он отличный зерг, который без проблем для себя может пойти в стандартный билд в десять играх из десяти. Но если вы в каждой игре чизите или пытаетесь выдумать что-нибудь эдакое, это не очень хорошо.
Оглядываясь назад, можешь ли ты сказать, что сделал правильный ход, когда сменил расу?
С терранами у меня скорее всего было бы больше шансов на победу в различных турнирах, но сменив расу, я остаюсь доволен своим решением, как геймер я стал получать намного больше удовольствия. Мне нравится практиковаться и играть просто забавы ради. Играть за зергов мне нравится больше, чем за терранов.