Михаил Miker Мирчук: «Стримы нужны больше, чем текстовые репортажи или фотографии»
Киберспортивное сообщество вряд ли необходимо знакомить с Майкером. ProGamer.ru поговорил с создателем сайта GoodGame.ru Михаилом Мирчуком о том, как пройти путь от профессионального игрока в WarCraft 3 до одного из самых влиятельных персон в индустриях компьютерного спорта и игровых видео.
Привет Михаил. Как поживаешь? Наверное, весь в работе, и свободного времени совсем нет?
Привет, всё отлично! Времени свободного много! Как правило, серьёзная в понимании работа занимает 3-5 часов в день, а остальное время можно проводить как угодно.
Отдохнул летом? Может быть, выехал за рубеж, или успел поваляться на отечественном пляже?
Мы ещё не отдыхали – решили сделать это либо в конце августа, либо в начале сентября, потому что и народу меньше, и дешевле это будет. Поэтому не отдыхал ещё… Ну, разве что по выходным в деревню ездил. Вчера, например, мы плавали в бассейне, запускали с братом самолёт на пульте дистанционного управления, и парились в бане. Отдых тоже отличный.
Раньше ты был прогеймером. Многие учились по твоим демкам, смотрели VOD-ы. И в это время ты начал работать в журнале «Навигатор Игрового Мира». Расскажи про это сотрудничество, какие навыки ты освоил за это время? Поддерживаешь ли ты контакт с журналом сейчас, и почему ты перестал там работать?
Само собой – я был студентом, играл много в Wacraft, и в то время уже начинал писать в колонке на Cyberfight. Несмотря на то, что с того момента Cyberfight успели продать – эти колонки можно где-то в истории найти. Вот, и одну из этих колонок увидел выпускающий редактор – Константин Подстрешный из «Навигатора Игрового Мира», который до сих пор, кстати, там работает. Предложил купить этот текст, в ответ я предложил написать серию статей про Warcraft специльно для «Навигатора», он согласился. А ушёл оттуда, когда спустя 3 год уже был свой сайт, и не совсем целесообразно было посвящать «Навигатору» столько времени. Но до сих пор Евгения – редактор ГГ, и по совместительству моя жена, работает в «Навигаторе», пишет статьи. Поддерживаем с журналом связь косвенно. У них недавно появился сайт, и мы помогали немного в его создании. Сейчас пересекается разработка «НИМ» и GG, потому что они сделаны на одном движке.
Идём дальше. Ты работал на киберспортивных порталах. На «киберфайте», «проплее». Ты помнишь то мгновение, когда тебе в голову пришла идея о создании своего проекта?
Конечно, конечно. Этот момент никогда не забыть. Когда работал на проплее, очень хотелось развивать сайт, приходилось напрягать программиста, который работал в то время на плейграунде. У нас тогда не было штатного программиста, и всегда нужно было убеждать начальство, что необходимо сделать это, необходимо сделать то. У меня было уже тогда понимание всего этого, учитывая, что я был главным редактором. И рекламодатели, и рабочий процесс строился таким образом, что я был в курсе, что и как делалось, поэтому я решил, что есть возможность сделать собственный проект, потому что верил, что он может окупиться. Видел, как продаётся баннерная реклама, как с партнёрами работать. И потихонечку, работая на proplay, я уже начинал писать план на будущий проект.
Goodgame.ru – проект, который знают (или должны знать) все. Каков твой секрет? Как, в условиях большой конкуренции с уже состоявшимися порталами, ты создал сайт с нуля, и поднял его на сегодняшний уровень?
Во-первых, большое спасибо той команде, которая ушла за нами из proplay. Все авторы, кроме одного неактивного, по предварительному сговору начали работать на новом сайте, учитывая даже то, что там условия были ниже. Собственного говоря, мы начинали не с нуля. Аудитория с proplay частично узнала, что скоро появится новый сайт. И в первый месяц у нас была посещаемость 1500 человек в день. Но действительно рост был медленным, хотелось побыстрее. Не сразу пришли рекламодатели, и через год сайт не вышел на самоокупаемость, как мы рассчитывали. Сложно было, особенно во второй год работы. Помогло соединение с ROX.KIS. Bruce в то время занимался командной организацией и мероприятиями, а у меня больше времени уходило на сайт. Но потом мы решили объединиться, и совместно работать над проектом. Команда предоставляет определённые услуги, а сайт даёт рекламную площадку. Спонсором стала тогда лаборатория Касперского, которая вот уже 6 или 7 год до сих пор поддерживает сайт. Потом стало проще. Вышли на самоокупаемость. Дальше начали успешнее работать и развиваться.
Раньше GoodGame посещал некоторые крупные международные турниры за рубежом. Почему сейчас эта тенденция не наблюдается? Ведь наличие возможности стрима игры с места турнира не заменяет живой репортаж профессионалов? Сможем ли мы увидеть команду GoodGame на каком-нибудь мероприятии?
К сожалению ситуация следующая – когда proplay отправляли делать репортаж с турнира, всё оплачивали инвесторы и владельцы сайта. Когда перешли на GG, то мы ездили за свой счёт. Это не столь целесообразно, не было средств. Посещение этих мероприятий было по инициативе организаторов. Они всё оплачивали. Сейчас потихоньку тенденция продолжается. Недавно были в Минске на турнире по WorldofTanks, в Москве на турнире по Warface. На двух последних WCG, Дмитрий Смит и организаторы провезли нас в Китай как информационного партнёра. На последний WCG мы поехали за свой счёт, так как знали, что он был последним, и пропускать его было грешно. Нас там разместили бесплатно, но дорога в Китай всё равно была дороговата. Репортаж можно делать дистанционно, если речь не идёт о таких супер мероприятиях, как Starladder, или International. На них можно выезжать с камерой, со звукорежиссёрами комментаторами. Live-репортажи делаются, чтобы можно было взять интервью с места событий, сделать фотографии. А освещать турнир в плане трансляций можно большинство событий и дистанционно. В той же доте есть Obs-режим.
В сентябре в Москве будет проходить «Дримхак», и вас наверняка там можно будет увидеть, потрогать и попросить автограф.
Без проблем, мы там по любому будем, потому что Дримхак в Москве в первый раз, может даже в последний. Да и в Москву съездить не так дорого, поэтому да – поедем.
Я знаю, что многие пользователи Goodgame.ru, были недовольны переходом сайта на новую платформу, новый дизайн и функционал. Это было необходимо с технической стороны вопроса? Требовалось ли для этого меня стиль сайта?
Да, главным образом это было вызвано техническими особенностями, потому что старый сайт не был рассчитан на высокие нагрузки, и был написан так, что стороннему человеку было трудно вникать в рабочий процесс. А учитывая, что нагрузка росла вместе с ростом посещаемости, сайт регулярно был недоступен вечерами. Мы вынуждены были просто начать конструировать новый сайт, а учитывая то, что на старом сайте функционала было написано много, приходилось отказываться от непопулярных вещей. Пользователи очень быстро привыкают к сайту, и любые радикальные изменения дизайна вызывают негатив практически всегда. Был ещё негатив, потому что поменялся фирменный стиль. Мы поменяли цвета, поменяли логотип на более общий, так скажем, и да это был сложный период. Но вынужденный. Сейчас стало проще программисту включиться в рабочий процесс. Сайт в плане архитектуры написан довольно грамотно. Был стресс-тест, когда полторы тысячи человек постоянно обновляли по нашей просьбе страницы, который он благополучно выдержал. В плане посещаемости мы не потеряли практически ничего. Был, конечно, минус – 4 000 человек в пик посещаемости, но на то время по статистике, сайт в пике посещали 40 000 посетителей, поэтому не было серьёзной потери, она была не критичной. Но я соболезную тем пользователям, которые выражают недовольство по этому поводу.
Если говорить о статистике посещений сайта, о популярности ресурса – тебя устраивает нынешнее положение вещей, или всё же у тебя были более оптимистичные ожидания?
Да нет, конечно, сейчас всё абсолютно устраивает. Аудитория сайта очень серьёзная во многом за счёт того, что считаются не только посетители сайта, но и те, которые смотрят трансляции на гудгеймовском плеере. Мы собственно, с dota2.ru оккупировали топ-10 игровых сайтов, и стоим рядом с playground.ru, играми mail.ru и девичными флешками. Поэтому я доволен посещаемостью. Когда проект стартует, ты смотришь на цифры как на показатель того, насколько хорошо ты работаешь. Это объективная метрика твоих действий. Но когда проходит некоторое время, ты начинаешь думать о том, как зарабатывать средства, чтобы развивать проект, а не смотреть на числа. Поэтому то, что сейчас показывает liveinternet, не очень воодушевляет, потому что это просто цифры. На мой взгляд нужно по другому оценивать то что ты делаешь, по крайней мере для себя.
GoodGame предоставляет для стримеров удобную площадку, беря часть доната, получаемый стримером от зрителей, и денег от показа рекламы на его канале. В сравнении с вашими основными спонсорами – Kaspersky, AOC, и Kingston, доход от первых средств, вносит ощутимый вклад в развитие сайта?
Да, учитывая то, что мы берём четверть от продажи премиум аккаунтов на канал стримера, с доната 10%, и с рекламы до 50%. Получается, что доходы со стрим-направления составляют половину от доходов сайта. Поэтому это ключевой источник заработка, и для сайта, и для людей, которые стримят, потому что значительную часть прибыли получают именно они.
Считаешь ли ты портал SC2TV своим первоочередным конкурентом? Конкурентом вообще?
Да нет, мы считали его конкурентом, когда у нас не было собственного стрим сервиса, и когда ск2тв был только киберспортивной направленности. Сейчас, учитывая изменения в тенденциях, в частности со Старкрафтом, ск2тв пытается, и успешно находит новую нишу организовывая рубрику Prime-Time, делая качественный контент. Мы их партнёры. Они используют GG как площадку. Мы выплачиваем им процент с рекламы, а стримы и на GG и на SC2TV часто пересекаются.
Что нужно сделать, чтобы попасть в команду GoodGame.ru?
По поводу редакторской составляющей обращаться к главному редактору – к Нефанде. С точки зрения стримеров, они не считаются командой сайта, они можно сказать – партнёры. Просто заходишь, регистрируешься и создаёшь канал. Если говорить о программистах и дизайнерах то писать мне, хотя в данный момент они не требуются, но всё равно написать стоит. Мы, когда открывается вакансия, просто пишем на сайте новость, и она в течение дня закрывается. С одной стороны, кажется, что это не профессионально – на киберспортивном сайте писать новость о том, что мы ищем кого-то. Есть мнение, что «а идите-ка вы на хедхантер, или на фриланс». Мы так тоже пробовали, но практика показала, что человек, который более или менее знаком с сайтом – лучше понимает кухню. У него есть представление о структуре, об аудитории, о том, чем мы занимаемся.
Долгое время, наиболее освещаемой дисциплиной был Starcraft 2. Так ли это сейчас, и как ты оцениваешь актуальность этой стратегии для игроков?
Ну сейчас в любом случае это не так. Если зайти на главную страницу – то большинство новостей по Доте, Хартстоуну. Старкрафт собирает меньше зрителей, но проблема не в том, что он стал хуже. Он такой же. Он не выдерживает конкуренции, с играми, которые работает по f2p модели. Хартстоун, Дота – они пользуются большей популярностью. И Blizzard сейчас пытаются с Heroes of the Storm перейти на эту модель. Старкрафт остаётся практически таким же популярным в СНГ. Если Хэппи играет на каком-то турнире, то можно увидеть несколько тысяч человек, которые будут смотреть его трансляцию. Но в сравнении с МОБА играми он выглядит не очень убедительно.
Что касается противостояния Dota 2 vs LoL. К какой дисциплине ты ближе, и почему?
А я не в курсе, я в доту играю. Брюс попытался поставить лол на компьютер, но он не запустился, может быть потому, что дотка уже стояла на компе, и они не совместимы (смеётся). В доту играл ещё в те времена, когда профессионально этим занимался, для меня Дота 2 была на 80% знакомой. Не было проблем с героями, шмотками и билдами. А в лол и не играл, и не смотрел.
Посетил ли ты Московский Киберспортивный Центр? Как оцениваешь его перспективы? Удобно ли работать там обозревателем/комментатором?
Да, кажется, три раза мы там были. В первый раз был турнир по Старкрафту «Битва четырёх», во второй раз WCG отборы, и еще, какое то событие. Классное место, оно маленькое, и его можно сравнить с корейской студией, в которой проходили соревнования по первому Старкрафту, мы там разок побывали – очень похоже. Зрительских мест мало, но есть хорошая сцена, монтажёрская, звукорежиссёр, 3 экрана. Площадка хорошая, но мы там ничего не проводим.
Ты уже давно, кроме всего прочего, являешься довольно успешным стримером.
Да нет… (смеётся)
Ну тебя стабильно смотрят 2-3 тысячи человек. Как ты заинтересовываешь зрителя? Как привлекаешь людей смотреть именно тебя?
Большинство из тех, кто смотрит сейчас стримы – это исторические зрители которые смотрят меня уже давно. Очень редко люди отписываются от трансляции, и нехотя переходят с одного комментатора на другого. И если вам удалось сформировать аудиторию, то старайтесь её не подводить. Если сильно не косячить, то зрители будут смотреть.
Давай про стримы поговорим поподробнее.
С удовольствием.
С развитием, и улучшением интернет-коннекта, многие геймеры начали стримить свои игры. Считаешь ли ты, что стримы – неотъемлемая составляющая киберспорта? Почему комьюнити нравится смотреть, как играют другие?
Стримы составляющая киберспорта – безусловно, потому что это лучший вариант освещения. Раньше были аудио комментарии, радио трансляции, потом появились ВОДы. Сейчас мало, кому нужны текстовые репортажи или фотографии. Чаще людям интересно смотреть за играми. Почему интереснее смотреть, чем играть? Значительно проще смотреть стримы, чем тренироваться самому. Именно тренироваться, готовиться к турниру, играть и страдать. Но если речь идёт о вечерней покатушке, пабчике, то многие предпочитают включить стрим фоном, и играть. Главное чтобы ты сильно не страдал. Чтобы это было не потение, а получение удовольствия. Но если ты поставил задачу перейти в другую лигу, то страдать тебе придётся.
Многие бывшие профессиональные игроки продолжают свой путь в киберспорте именно в качестве стримеров и комментаторов. Реально ли зарабатывать на жизнь таким способом?
Да. Естественно, поэтому и продолжают переходить . У человека после карьеры игрока остаётся умение, системный подход, знания, которые могут быть интересны другим, он также заинтересован в том, чтобы не менять окружение. Многие киберспортсмены переключались на покер, и, наверное, сейчас тоже переходят на него. Потому что это очень похоже – соревнования на компьютере по интернету у себя дома. Сейчас некоторые стримеры зарабатывают больше чем когда были профессиональными игроками.
Совсем недавно подтвердились слухи о покупке сервиса Twitch компанией Google. Каковы твои прогнозы на дальнейшую судьбу Twitch? Появление такого могущественного покровителя пойдёт ему на пользу?
Я если честно не знаю, что Гугл собирается делать с Твич. С одной стороны -была попытка открыть лайв трансляции на ютубе, но не взлетело. Может быть они хотят ситуативно поработать с твичом, не меняя свой ютуб, потому что у твича очень хороший траффик. Что получится в конечном счёте не знаю – сольют они твич и ютуб? Но в любом случае твичу это пойдёт на пользу, так как у него появились дополнительные ресурсы.
Может быть ты слышал, что The International 4 зааинтересовал крупную Американскую телевизионную компанию, и она транслировала игры на одном из своих каналов. Как думаешь – в будущем, на телевидении возможны киберспортивные трансляции?
Да, безусловно. Просто тут вопрос в том, когда повзрослеет поколение. Телевизору придётся в конце-концов брать часть самого ценного интернет-контента, того, который собирает много зрителей – в том числе, и киберспортивный контент.
Ты помнишь первые e-sport стримы? Расскажи о них. Какие они были?
Я помню, что это был Варкрафт 3, скорее всего с WC3L на первой версии GG лет 6 назад. До этого трансляций русских нигде не было. С качеством 340х280, при 400 зрителях всё намертво ложилось.
Спасибо огромное за интервью. Посетителям GG – спасибо за то что заходите, смотрите, читаете. Мы всегда рады вас видеть.