Андреас «Andeh» Валь про QuakeWorld
QuakeWorld – игра с одной из самых, если не самой продолжительной киберспортивной историей. После 20 лет жизни дедушка дефматчевых FPS всё ещё может похвастаться активными серверами и преданными игроками. Я встретился со шведским игроком в QuakeWorld, Андреасом «Andeh» Валем (Andreas Wahl), чтобы обсудить всё, что касается Quake. С учётом столь богатого жанроопределяющего наследия игры, тут всегда найдётся, о чём поговорить. Andeh – представитель авторитетной команды Sudden Death и ведущий SuddenDeath TV, главного канала по QuakeWorld.
Начнём с простого. Почему QuakeWorld? Что всё это время удерживает в игре тебя и многих других игроков?
Думаю, оставаться и/или возвращаться в QuakeWorld нас заставляет сразу несколько факторов. Во-первых, QuakeWorld – это зашкаливающий накал борьбы, и это многих из нас радует, но в неё можно играть и на казуальном уровне, так что игра никогда вас не огорчит. Во-вторых, людей к игре привязывает относительно небольшое комьюнити. Здесь практически все в какой-то мере знают друг друга, и такие тесные связи не дают легко покинуть сообщество. Лично я люблю всё, что связано с QuakeWorld, так что не вижу причин уходить.
Один из самых впечатляющих фрагмуви от легендарных Dag’а и Def’а.
А сама игра – почему она держится на плаву, когда вокруг появляются и исчезают так много других шутеров? Игры взлетали до заоблачных высот и низвергались в прах, пока QuakeWorld оставалась на своём месте.
Ну, QuakeWorld – это уникальный шутер. Игровая физика (а именно управление в воздухе), наряду с ретро-оружием, вроде шафта и ракетницы, делает возможным практически всё, и приводит к недостижимому потолку навыка. Вы никогда не станете идеальным игроком в QuakeWorld. Есть люди, играющие с релиза и до сих пор улучшающие свои показатели. Игры вроде CPMA (Quake 3) пытались имитировать физику QuakeWorld, но это получалось лишь до определённой степени. QuakeWorld остаётся оригиналом, и ни в одной другой игре нет ощущения такого чистого, нетронутого геймплея.
Потолок навыка, который ты упомянул, отсылает к соревновательной природе QuakeWorld. Одним из самых долгоживущих и успешных турниров тут по-прежнему остаётся EQL, или European Quake League. Можешь рассказать немного про эту лигу?
EQL провела уже 19 сезонов. В QuakeWorld это основная лига, когда дело доходит до командной игры. Формат игры – 4 на 4, стандартный для Quake. Команды делятся на дивизионы, в зависимости от заслуг в прошлом сезоне, в конце каждого сезона проходит плей-офф для всех дивизионов. Финал 19 сезона закончился в январе, победой шведско-финской команды Fragomatic над Suddendeath. Команды в QuakeWorld постоянно меняются, но Fragomatic выглядит сильнейшей на данный момент.
В последнем турнире EQL твоя команда, Sudden Death, заняла второе место. Расскажи о ней немного: как идут дела, чего стремитесь достичь?
Suddendeath была основана 17 лет назад, так что это довольно старая команда. У нас достаточно крупный коллектив по меркам QuakeWorld, что позволяет содержать две команды в рамках одной организации. Основатель команды, швед по прозвищу Trash, продолжает регулярно играть во второй команде. Мы стремимся быть лучшими в QuakeWorld, но помимо прочего создаём контент и помогаем сообществу чем можем. Мы все – одна семья, каждый день общаемся в Teamspeak и иногда собираемся на LAN-играх и различных турнирах. В выходные немалую часть нашего коллектива можно встретить в стокгольмских пабах. Все мы очень хорошие друзья.
Почтенный возраст превозносит QuakeWorld над новыми играми, но вот количеством игроков ей похвастаться сложнее. Одним из мотивов для этого интервью была возможность привлечь к игре тех, кто с ней ещё не знаком. Как новичку лучше начинать своё путешествие по миру QuakeWorld?
Неплохим первым шагом будет установка QuakeWorld на ваш компьютер, и к счастью, это сделать несложно. Заходите на nQuake.com, скачиваете пакет файлов и вы уже готовы набирать фраги! Новички могут не знать, что большая часть сообщества QuakeWorld общается посредством IRC. Для поиска игроков подходящего уровня установите IRC-клиент и присоединитесь к каналу #qwrookie на QuakeNet.org. Для игроков со стажем IRC вполне привычный способ общения, в то время как современное поколение может и вообще не знать, что это такое. После предварительных приготовлений вы будете знакомиться с тем, как работает игра, в особенности с оружием и физикой. По своему опыту могу сказать, что проще это делать на так называемых «aim-картах», где вы начинаете с полной бронёй и всем оружием. В качестве примера приведу карту «povdmm4», она отлично подходит для отработки прицеливания. Итак, идёте в IRC, подсоединяетесь к #qwrookie на QuakeNet.org, ищете с кем поиграть, заходите на сервер (qtv.quakeworld.nu или простой поиск сервера в игре) и пишете в консоли povdmm4. Это поменяет карту на указанную. Затем прописываете /ready и набираете фраги! В QuakeWorld большинство людей дружелюбны и готовы помочь, так что если что-то вас интересует, спрашивайте, не стесняйтесь – я уверен, что вам всё подскажут. Также вы можете зайти на quakeworld.nu, чтобы почитать гайды/скачать конфиги или задать вопрос на форуме.
Недавний пример первоклассной дуэли в QuakeWorld.
QuakeWorld выступает соревновательной сценой дольше любой другой игры, уверен за это время было сыграно множество драматичных матчей с участием высококлассных игроков. Хранишь ли ты воспоминания об особенных матчах или выделяющихся мероприятиях? Может быть, сможешь назвать лучшую игру за все времена?
Ого… QuakeWorld уже почти 20 лет, и как можно догадаться, несколько матчей за это время уже сыграно. Думаю, под «лучшей игрой» каждый человек понимает что-то своё… Кому-то нравятся красивые фраги, кто-то любит напряжённые равные противостояния, кто-то наслаждается эффектными камбэками. Я больше отношусь к третьему типу. Сложно вспоминать особенные игры, но одна из моих любимых игр в TDM прошла на QHLAN 14 – гранд-финал между Slackers и Viper Squad. Это был масштабный LAN-турнир, где участвовали почти все лучшие игроки. Viper Squad были фаворитами, от которых все ожидали победы, но Slackers преодолели своё аутсайдерское положение и выиграли финал в напряжённейшей битве на e1m2, где всё решилось в последние секунды. К сожалению, прямо сейчас не найду подходящей ссылки, возможно, как-нибудь выложу видео об этом на YouTube.
За 19 лет QuakeWorld повидала немало выдающихся игроков. Лично у тебя особенное отношение к Locktar’у (судя по этому видео, ниже). Можешь рассказать о самых известных персонах в QuakeWorld?
Ха-ха, да, мне нравится, как играет LocKtar. За ним всегда интересно наблюдать, и у него всегда получается порадовать аудиторию. Если перечислить трёх лучших игроков, что я знаю, это будут Dag, Griffin и Milton. Раньше Dag и Griffin были лучшими из лучших, и когда они взяли перерыв, началась эпоха Milton’а. По меркам QuakeWorld я игрок современного поколения, так что моим «величайшим игроком всех времён» выступает Milton. Он знает всё про QuakeWorld и, кажется, рождён для игры в быстрые FPS. Milton выделяется тем, что очень редко совершает ошибки, но если и совершает, то исправляет своё положение, даже не задумываясь об этом. Когда дело доходит до принятия решений, этот финн несомненно показывает лучшую игру в FPS из того, что мне доводилось видеть. Зайдите на YouTube и поищите «Milton Quadrun» или что-то вроде того. Он просто удивителен в игре. Конечно, в QuakeWorld есть и другие известные личности, но главные из них – эти трое. Dag, Griffin и Milton.
Тот самый «Quad Run» в исполнении величайшего игрока всех времён, Milton’а.
Комьюнити QuakeWorld – одно из самых гостеприимных, и это может по-настоящему шокировать новичков, приходящих из других игр. Просто хочу дать тебе возможность поздравить ваше сообщество с этим фактом. И кстати, как думаешь, с чем связано такое тёплое отношение?
Рад, что мы вам нравимся! Во-первых, многое решает возраст. QuakeWorld – это старая игра, так что многие из игроков уже взрослые. Уверен, 15 лет назад такого дружелюбия не наблюдалось. Мне 25, и я один из «молодых». Помимо возраста, думаю, нам всем нравится смотреть, как новички превращаются в умелых игроков. Лично я люблю реакцию людей, освоивших распрыжку и осознавших, какая свобода доступна им в QuakeWorld. Или когда я помогаю кому-то пройти trick-карту, с которой он не мог справиться несколько недель. На первый взгляд QuakeWorld кажется трудной и пугающей, но когда разбираешься, что к чему… Игра вознаграждает тебя по заслугам. Мне действительно нравится помогать другим получать от игры максимум удовольствия, и я уверен, что другие квейкеры чувствуют то же самое.
QuakeWorld сумела преодолеть устоявшиеся ограничения и жить, сохраняя порядочное количество игроков в течение беспрецедентного времени после релиза. Во многом это заслуга усилий, направленных на работоспособность игры на современных компьютерах, и её бесплатности. Но люди годами не перестают пророчить ей скоропостижную смерть. На данный момент у QuakeWorld нет достойного преемника. У Quake 3 CPM есть Reflex, у Quake 3 есть Quake Live, у Unreal Tournament 99/2k4 есть Toxikk и UT4. Если принимать во внимание это и многое другое, какой тебе видится QuakeWorld через пять лет?
Ну, не забывайте, что Quake 3 CPM рассматривалась в качестве преемника QuakeWorld, и тогда, увы, многие игроки поменяли игру. Некоторые из топовых игроков в Quake Live/Quake 3 CPM сначала играли в QuakeWorld, но позже перешли к более современным играм. Нельзя отрицать, что QuakeWorld постепенно теряет игроков, но вряд ли она когда-нибудь умрёт окончательно. Думаю, что в свои 60 (при условии, что у нас будут компьютеры в их нынешнем виде) я по-прежнему буду дуэлиться на Aerowalk. В QuakeWorld уже сейчас есть игроки 50 лет и старше. Не думаю, что я буду от них отличаться. QuakeWorld не стремится конкурировать с остальными играми. Люди могут играть во что-нибудь другое, или заниматься важными делами в реальной жизни, но многие не отказывают себе в приятном воскресном вечере в QuakeWorld. Вряд ли что-то изменится через 5 лет. Надеюсь, к веселью присоединятся новые игроки, кто-то из них, вероятно, будет разочарован. Мы же будем играть так же, как и играли последние пять лет. QuakeWorld никогда не умрёт, друзья.
Andeh, спасибо тебе за уделённое время. Мне, как человеку, недавно пришедшему в QuakeWorld и сразу в неё влюбившемуся (прежде у меня такое было только со StarCraft), было приятно познакомить других людей с дедушкой жанра FPS и пообщаться с кем-то, знающим всё про эту игру. Теперь время для приветов, бесстыдной рекламы и прочих заключительных слов!
От лица комьюнити QuakeWorld, благодарю вас за написание материала по нашей любимой игре! Также хочу бесстыдно прорекламировать страницу моей команды, suddendeath.nu (сейчас, похоже, оффлайн), и приглашаю всех и каждого на наш канал на Twitch – SuddendeathTV, где мы освещаем турниры, играем и занимаемся прочими вещами, связанными с Suddendeath! Ещё, если хотите, можете подписаться на мой Twitter @sd_andeh, там я объявляю время начала стримов и т.п. Счастливо!
Оригинал интервью на fpspulse.com.