Дефицит видеокарт Nvidia: Извлекаем уроки из бардака

Драма | |

Намедни плюс-минус закончилась драматическая история со стартом продаж видеокарт Nvidia RTX 30 в России. Все грабли пройдены, все вентиляторы окучены, все заговоры раскрыты. Наконец, все железки проданы.

Видеокарт будет мало, этот факт должен был быть ясен и понятен решительно всем и решительно заблаговременно. Дебютная партия мощнейшего железа нового поколения — товар с одной стороны желанный, с другой — не то, чтобы сильно массовый. Публика готовилась к дефициту, и публика получила этот самый дефицит просто по полной программе, со всеми возможными сопутствующими развлечениями.

Перед тем, как вкратце пересказать все акты балета имени RTX Founders Edition, уточним, что речь идет не просто о первой партии нового продукта. Доморощенные железки от Nvidia должны были, помимо прочего, еще и стоить заметно дешевле всех поспевающих на рынок альтернатив. Номинальная цена на Nvidia RTX 3070 Founders Edition – 45,490 рублей, на RTX 3070 от какого-нибудь Palit – уже 61,990. Так если ты уже морально готов отдать много денег за новинку, почему бы не поторопиться и не ухватить птицу бюджетного счастья за хвост?

Практика показала, правда, что низкие ценники — та еще сказка, но об этом мы побеседуем чуть позже. Пока просто расставим все действующие лица по своим местам.

Как это было

Итак, у нас есть забугорная корпорация Nvidia, которой нужно продать в каждом регионе по n видеокарт. Да и не важно чего, на самом деле. Для этого компании проще найти кого? Правильно, локального продавца. Дистрибьютора, если угодно. В России нашлась контора DiHouse.

Подозреваю, как бы не бушующая драма, никогда я бы этого названия нигде сам собой и не встретил бы, потому что официальный сайт с магазином весь кругом про Nvidia, от Nvidia и для Nvidia. До информации, какое именно юридическое лицо будет в ответе за продажи, надо еще докопаться.

Доверили, значит, работникам DiHouse реализовать на рынке RTX 30. Глобально-то продажи должны были начаться аж 24 сентября (заявленный Nvidia старт RTX 3090), но сроки для разных регионов все съезжали, съезжали и съезжали ниже по календарю. Все приключения RTX Founders Edition во всех регионах мы пересказывать не будем и перенесемся сразу в середину октября. Ясное дело, никаких новых видеокарт в России ни один покупатель в глаза не видел. Nvidia и DiHouse дружно оправдывались, ссылаясь на дефицит, причуды логистики и таможню. Но это была еще не драма.

Расследование работы DiHouse и Nvidia Россия

Драма началась, когда DiHouse сорвали первый старт продаж. В тот веселый день праведный гнев широкой публики не просто излился на просторы социальных сетей; буря негодования, озлобленности и недоверия побудила анонимных героев сети провести целое расследование. По итогам оного выяснилось, что да, видеокарты попали в страну поздновато, но это ни разу не помешало DiHouse в срок отгрузить некоторое количество железок своим людям.

Курсивом отметим, что «свои люди» здесь — понятие широкое и общее. Кто именно и по каким каналам договаривался с DiHouse, есть отдельная нерассказанная история. Отметим только, что у некоторых привилегированных покупателей не хватило то ли рассудка, то ли терпения, чтобы не начать хвастаться обновками и тем самым не спалить контору. Что, собственно, и дало старт расследованию.

Эту историю мы чуть подробнее описали в отдельной заметке, кому интересны Уликиъ и Доказательстваъ, добро пожаловать.

Дальше отнекивающиеся DiHouse назначили последнюю-распоследнюю дату начала продаж — 29 октября. Дескать, все, больше никаких проволочек, продадим вам все и сразу. RTX 3070, RTX 3080, RTX 3090. Налетайте, пока запасы не закончатся. Да, и дополнительно контора пообещала обеспечить аттракцион с защитой от ботов, перекупщиков и ботов-перекупщиков. Первая оборонительная инициатива от DH – это железное условие продавать новинки строго по одной штуке в одни руки. Вторая — перенос собственно продаж на… приватный прилавок на известной барахолке имени AliExpress.

Если вы не понимаете, каким именно образом перенос транзакций на AliExpress должен был помочь вообще чему-либо, не говоря уже конкретно о защите от ботов, то вы не одиноки. Мы тоже не понимаем. Многие «железные» СМИ не поняли. Покупатели не поняли.

Aliexpress можно парсить и отправить запрос на заказ готовым аккаунтом без использования Selenium. Самой серьезной защитой оказалось то, что мало кто знал выбранную площадку. А официальный сайт Nvidia позволил проверить наличие, когда все карты закончились. Но ладно, оставим вопросы эффективности этой стратегии на следующие абзацы, не будем сбиваться с хронологии и посмотрим, что же случилось 29 октября в заявленные 16:00 по Москве.

Вы знаете, в тот момент RTX 30 и правда поступили в продажу! Их даже кто-то смог купить, общем количестве где-то 150 штук. Самых выгодных по бюджету карт RTX 3070 среди них было 45 штук.

Вот вам с нами смешно, а толпе потенциальных обладателей вожделенной новинки — нет. Они уже давно (отдельные личности — с сентября) стояли на пороге магазина с деньгами наготове, стерпели продажи из-под полы, боролись со все равно глючащими интерфейсами магазинов Nvidia и AliExpress, но так и не купили себе нужные видеокарты.

Одна отрада. Защита от AliExpress утерла перекупщикам нос, и все, кто дорвался до графического счастья, честно вставили себе в компьютеры по RTX 30, наслаждаются флагманской производительностью в играх и думать не думают, чтобы перепродать железо на каком-нибудь Avito.

Нет, конечно, дела обстоят не так. Танцы с Ali, судя по всплывшим в эфире объявлениям от спекулянтов, не дали никакого эффекта. Скупленные карты были выброшены обратно на рынок, но на этот раз с со-о-овсем другими ценниками.

Такие дела.

Учим уроки

Позвал бы я сейчас всех и каждого громить офисы и склады DiHouse, демонстративно топить в кислоте продукцию Nvidia и слать гневные письма администрации AliExpress, но знаете, не хочется.

Да, в DH работают классные ребята, которые продают дефицитный товар по блату и мимо общего магазина. Да, их расторопности хватило только на то, чтобы стартовать продажи RTX 30 только 29 октября и через AliExpress. Но это, как ни странно, есть показатели, не выдающиеся от среднего по больнице ни в лучшую, ни в худшую сторону.

Да, Nvidia продала по заявленной хорошей цене, грубо говоря, полторы карточки, а дальше, друзья, ищите выгодные предложения как-нибудь сами. Но так было всегда. На самом деле, самый страшный грех Nvidia заключается в том,что на них работают крутые маркетологи, заставившие пускать слюни на новинки вообще всех. Нельзя же сказать теперь, что корпорация обманула нас с ценами на RTX 30. Были продажи? Были. Все, никакого обмана. Ну а раз уж у вас в карманах остались деньги, почему бы не подкопить еще чуть-чуть и купить какую-нибудь смежную модель, скажем, от Palit?

В общем, дорогие обманувшиеся покупатели (и просто сочувствующие), перед тем, как клеймить позором всех причастных к бардаку с новыми RTX, пожалуйста,..

Снимите розовые очки

Спекуляция, накрутки, продажа товара из-под полы и приоритетная очередь для своих людей — это неизбежная реальность, когда мы имеем дело с дефицитом. Такая реальность — как там в кино говорилось — рождена дефицитом, воспитана дефицитом и пропитана дефицитом. Убийственно хитрые продавцы, задержки, очереди и прочие подобные прелести появляются не от того, что в конторах сидят какие-то исключительные жулики и даже не от какой-то неправильной экономики.

DiHouse сотоварищи — известные молодцы, но они, кхм, обычные молодцы. Не думаю, что там обитают какие-то уникальные упыри, которым нет-нет, а надо попытаться ухватить своими загребущими руками дополнительную копейку.

Глобальный предзаказ PlayStation 5 провалился примерно по тому же сценарию. Примерно то же самое случилось и с Xbox Series X/S. Собственно, бардак конкретно с RTX 30 ни разу не уникален для нашего региона.

Кому-то за бугром точно продали какую-нибудь новую железку в обход общей очереди. Там, видимо, людям в целом чаще хватает мозгов, чтобы не портить никому бизнес и держать секреты, ээ, в секрете. Ebay наводнен спекулянтами даже круче, чем Avito и ему подобные.

Сферическая Nvidia в вакууме не будет ничего с этим делать. Цитируем еще одно популярное произведение искусства: пока вероятные убытки от дефекта не превысят вероятные прибыли, компания не отзовет продукт с рынка. В нашем случае, к счастью, речь идет не об автокатастрофах и человеческих жизнях, а о дурном запуске продукта, спекуляциях и озлобленных геймерах, но принцип, думается, остается верен. Ждите новых релизов и распродаж с сочными ценниками и толпой голодных перекупщиков со сворой ботов на привязи.

Собираясь приобрести дефицитный товар по хорошей цене в большом (да и в любом) магазине, знайте: вы идете не на легкую встречу своему потребительскому счастью, а на маленькую войну. Поэтому,..

Вооружайтесь

Прежде всего, конечно, терпением. Еще желательно иметь железные нервы, заранее знать своего врага и не поддаваться на убаюкивающие пресс-релизы.

Когда мы знаем, что мы на войне, все средства становятся обратно хороши. Мерзкие боты, пользователей которых хочется придушить кабелями от их же покупок, есть инструмент, который теперь надо освоить всем и каждому, чтобы слегка сравнять общие шансы.

Да, я говорю о том, чтобы все завели себе по покупочному боту. Торговые площадки не чешутся, чтобы по-нормальному защититься, производителям — не читайте их корпоративную прессу — все равно, поэтому боты де-факто должны стать нашим естественным подспорьем в борьбе за свою одну несчастную видеокарту/приставку/что угодно.

Нам-то, обычным покупателям, хуже стать уже все равно не может. Нас и так же лишают даже возможности честно потолкаться в сетевой очереди, что нам терять? Можно подумать, у нас есть деньги, чтобы взять сразу 20 карточек RTX 3090. Выравниваем игру с перекупщиками, дорываемся до своего счастья, покупаем, все довольны. Ну, кроме спекулянтов, но кому до них какое дело.

Онлайн-магазины лягут? Так это же прекрасно. Пусть начнут всерьез работать над тем, как зачистить свои площадки от ботов.

Ну и наконец, игнорируйте предложения от тех самых профессиональных ботоводов. Предложение всем довериться и не давать денег спекулянтам — древнее как известно что, но у нас тут на дворе прогресс, 2020 год, интернет, социальные сети, мобильные группы и куча других средств, чтобы хотя бы чуть-чуть продвинуться в деле потребительской взаимовыручки, хоть чуть-чуть подвинуть баланс в свою сторону.

**

В общем, DiHouse, Nvidia, AliExpress, Sony, Microsoft, Nintendo, AMD, Intel и все-все-все — решительно прекрасны, поэтому не позволяйте себе думать, что получите заявленные товары по заявленной цене в заявленный срок просто так. Оно так не работает от слова «совсем». Вместо того, чтобы топить одного локального дилера, место которого сходу займет другой точно такой же, лучше как следует оглядитесь по сторонам, оцените общую обстановку и будьте готовы к тому, что рекламные кисельные реки при походе в магазин обернутся боевыми траншеями.

В таком подходе банально больше пользы.

Фёдор XiixTii Суслов xiixtii@progamer.ru

Поделиться

Обсудить