Бесплатный Fallout 76: как интернет почти поверил самому себе
Намедни западным блогерам, социальным сетям и тематическим СМИ удалось раздуть очередную драму вокруг Fallout 76.
Несчастная онлайновая RPG вместе с ее разработчиками из Bethesda и так с самого выхода игры в свет живут от скандала к скандалу. Еще во время предрелизного бета-теста геймеры поняли, что качество и местного контента, и местного кода оставляют желать сильно лучшего. Затем покупатели коллекционной версии игры по иронии судьбы вместо обещанных сумок из парусины получили на руки мешки для мусора. Тогда Bethesda сначала сказала, что ничего никому менять и возвращать не будет, затем стала выдавать разочарованным фанатам по 500 премиальных внутриигровых фантиков. Компания сдалась только после третьей волны потребительского гнева, в конце концов пообещав перезаказать несчастные сумки из на этот раз правильного материала.
К тому моменту уже смирившаяся с изъянами проекта публика научилась, во-первых, копировать предметы, и во-вторых, пробралась в комнату «Для разработчиков» с недоступными никому вещами. Отдельно весело, что эту зачем-то присутствующую на публичных серверах локацию народ нашел и взломал, пользуясь наработками расчленения Fallout 4. Как ответила Bethesda? Стала сначала тайно, а затем и открыто банить дорвавшихся до сокровищ тайной комнаты геймеров. Оставив пресловутую комнату на старом месте.
Словом, ни дня без эфирного праздника.
Полет фантазии
Казалось бы, дальше истории Fallout 76 скатываться уже некуда. Что бы ни делали разработчики, репутация проекта потеряна. Можно расслабиться и вести игру на автопилоте a la Diablo 3. С другой стороны, каждый первый ненавистник F76 волен подобрать любую приглянувшуюся болевую точку и долбить ее до бесконечности. Издевайся — не хочу.
Но нет. Намедни страсти по Fallout 76 усилиями нескольких блогеров (к примеру, я впервые натолкнулся на новость здесь) разгорелись с новой силой. Решив пробежаться по скандальным рельсам вперед общего медийного паровоза, несколько «вольных» новостных каналов опубликовали похожие заметки/видео про то, что Bethesda, возможно, готовится перевести бедный сетевой «Фоллаут» на free-to-play.
Хорошее дело! Стоила игра три месяца назад (или сколько там уже прошло) 60$, народ за нее платил, а теперь она даже не на распродаже — она вообще ничего не стоит. Привет пионерам, привет оформившим предзаказы геймерам. Мы уверены, Bethesda вас очень любит и уважает.
Блогерского «возможно» оказалось достаточно. Первые пару дней кипел в основном смотрящий всяких фрилансеров YouTube. «Нормальные» СМИ молчали. Затем зашипели другие социальные сети. Нормальные СМИ продолжили молчать. Но вскоре сдались, соблазнившись жарким инфоповодом. А что, если и правда грядет фритуплей? Блогеры, понимаешь, сходу просекли фишку, а мы проморгали, перепечатывая очередной пресс-релиз.
Ах, многим совсем чуть-чуть не хватило выдержки. Выучив за последние месяцы урок-другой, Bethesda не стали ждать, пока буча сама собой уляжется где-нибудь за две недели (или не уляжется), и сбили драму еще на взлете. Вчера официальный твиттер компании прямым текстом сказал — free-2-play в fallout 76 не бывать, слухи врут.
Откуда ноги растут
Спрашивается, с чего вообще ведущие популярных каналов на YouTube взяли эту байку?
Отдаю блогерам должное: в своих поисках жареных новостей товарищи добрались аж до Австралии. Точнее, до местного магазина EB Games, на днях свернувшего продажу стандартных изданий угадайте какой игры. Низовые же работники ритейлера, разгоряченные нелюбовью к F76 и вереницей скандалов вокруг игры, незамедлительно рассказали об этом своим любимым новостникам.
Вот и весь повод. Каковы реальные причины маневра и внутренняя логика магазина — тайна даже после публичных разбирательств. Ну, тайна в том смысле, что ни одного творца сенсации в бухгалтерию EB Games не пустили и причинно-следственные связи раскрывать народу не стали. Стандартные издания Fallout 76 из магазина и правда исчезли, но дальше дело не пошло.
Рискну предположить, что свои письма счастья вовремя получили и опоздавшие, но в конце концов присоединившиеся к банкету СМИ. Но то ли местным работникам фантазии не хватило, то ли с логикой там строже, и сходу никто ничего ни про какой EB Games писать не стал.
Стоя аплодируем всем сайтам, продержавшим свой рот на замке до самого комментария Bethesda. А также констатируем, что интересующаяся судьбой F76 публика на этот раз ударила сама себя по носу.
Вместе с тем, нельзя не заметить, насколько легко нынче геймеры восстают против Bethesda. Понятно, что наши пассионарии в принципе легки на подъем против очередного нерадивого разработчика или издателя, и хороший повод им нужен, кхм, далеко не всегда. Понятно, что компания сама отчасти виновата, ибо провалила проект и провалила его пиар. Понятно, сейчас такое время, что от видеоигровой индустрии только и ждут очередной подлости.
Тем не менее, то, насколько быстро и успешно из утки раздулся слон, все равно впечатляет.
Во времена Skyrim аудитория бы, как мне кажется, все-таки попыталась разобраться, что к чему, не дойдя до последней линии медийной обороны издателя.
Настоящая новость во всей этой истории, с моей точки зрения, — именно та прыть, с которой публика набросилась на компанию. Мы регулярно пишем по каждому полуторному удобному поводу, что вот студия А вместе с издателем Б потеряли доверие геймеров, что вот не выйдет больше у серии В коммерческих шуточек. Проверить эти пафосные декламации, правда, обычно не получается.
Тут же у нас есть живой пример. Разочарованные игроки перестали верить в магию Bethesda, перестали прощать фамильные огрехи ее продуктов, и готовы чуть что взять вилы и пойти на социальные сети маленькой победоносной войной.
А что же с бесплатной Fallout 76?
Сейчас — уже точно ничего.
Я бы сказал, и до драмы никакого бесплатного доступа Bethesda открыть не планировала. Если только место разработки новой части The Elder Scrolls и таинственного Starfield в компании не готовят план яркого публичного суицида.
Да, кое-какая логика в переходе F76 на модель free-to-play имеется. Ключи продаются сравнительно плохо, вовсю работает магазин внутриигровой косметики, и вообще, такие маневры сейчас в моде. Звезды сходятся.
Но астрология астрологией, а судя по тому, что творится с серверами Fallout 76, у Bethesda не хватает сил и опыта, чтобы справиться даже со сравнительно небольшой нагрузкой. Запусти сейчас в постапокалиптическую Западную Вирджинию всех желающих, и игра рискует уйти в продолжительную кому.
А если вернуть в уравнение вышеописанную медийную бурю, то итоговый фритуплей не получается ну совсем никак. Или получается, но с очевидным, очень плохим и быстрым концом. Посмотрим, конечно. Может быть, Bethesda знает своих покупателей еще хуже, чем Activision Blizzard. Но вряд ли, вряд ли.
Я бы дал платной Fallout 76 еще как минимум год, а то и все два. Пока же, запасаемся терпением и учимся не поддаваться мутным эфирным волнам.