Activision Blizzard трещит по швам, теряет топ-менеджеров и стерилизует фанатов
Activision Blizzard (AB, ATVI) уже просто не может даже делать вид, что у компании все хорошо. За последние семь дней пораженных неизвестной хворью игроделов покинуло двое управленцев, до последнего момента сидевших на вершине местной вертикали власти.
Первым от AB убежал Спенсер Ньюман, до второго января исполнявший в компании обязанности финансового директора. История с отбытием товарища получилась интересная. В постновогодний эфир неожиданно для всех, кроме ВАСИ и менеджеров телесервиса Netflix, попала новость, что первый сговаривается со вторыми за спиной у своего текущего работодателя. Не хочет, дескать, Вася больше быть владычицей финансов Activision Blizzard, пустите человека на кухню Netflix. Первыми среагировали, как ни странно, AB, вперед паровоза уволив потенциального дезертира. Само собой, без объяснения публике причин, потому что нынче Activision Blizzard не способны ни на один откровенный анонс.
Через считанные часы Спенсер и правда оказался нанят Netflix. Кто бы мог подумать. Причастная к PR-бюджетам публика даже не успела придумать ни одной толковой байки.
Ну а уже сегодня ночью из стана AB ровно с той же должности ретировалась Амрита Ахаджа. Жуткое совпадение: и для второй отступницы сходу нашлось новое место работы с хорошей зарплатой. Очень, очень хорошей зарплатой. Взяла Амриту к себе компания Square.
Эти две новости говорят стороннему наблюдателю с богатой фантазией и страшной охотой узнать, не потонет ли Blizzard (кого волнует судьба половинки под названием Activision, поднимите, пожалуйста, руки) в ближайшие n месяцев.
Очевидное стартовое наблюдение — двух профессионалов что-то в показателях AB сильно насторожило. Достаточно сильно для того, чтобы не страдающие верой в магию игр компании топ-менеджеры решили рвануть с корабля. На какие-то личные конфликты внутри коллектива я бы не ставил. Во-первых, и правда, больно крутое было бы совпадение. Во-вторых, каждая первая новость про Activision Blizzard на свете (начиная, наверное, с ноября) кричит о том, что в компании что-то объективно не в порядке.
Дальше я бы предположил, что ни Амрита, ни Спенсер не видели, как в принципе AB может решить свои проблемы, одновременно достичь поставленных перед компанией целей. И чтобы зарплаты с перспективами не упали. Как вариант, что могли, наши дезертировавшие менеджеры сделали. Амрита, пишут, вон была ответственна за оптимизацию расходов — Амрита похоронила Heroes of The Storm. Мощный, я считаю, маневр. Не знаю насчет общих результатов, но полумерой этот ход назвать нельзя просто никак.
Ну и наконец, Activision Blizzard штормит, а два ее топовых кадра просто в секунду нашли себе каждый по новенькому креслу. Получается, свое-то дело товарищи знают. За профнепригодность не спросить.
Выходит, кто-то где-то дергает за рычаги управления (хочется сказать, что наугад) и требует сложить общую коммерческую головоломку в какую-то нереальную фигуру, и никакие шишки внутри компании не могут ни повлиять на эту директиву, ни выполнить ее. Знаете, беру свои слова обратно. С фантазией у меня проблемы, и кроме как в инвесторов Activision Blizzard я больше никого пальцем ткнуть не могу.
Тут еще такое дело, у компании падает цена на акции. Основательно так падает, с 80$ до 40$ за полгода. Вся IT-сфера катится по той же траектории, но спасается каждый сам по себе, как умеет. Кому какое дело до видеоигр, когда деньги горят?
Как известно, чтобы корова приносила больше прибыли, ее нужно реже кормить и чаще доить. Особенно если не жалко в обозримом будущем пустить ее на мыло.
Корова — это не Activision Blizzard, а мы с вами
И похоже, стадия усиленного удоя уже пройдена. Необузданное фанатское сообщество каждого первого местного проекта постепенно стоит в очереди на химическую ее самую.
В авангарде, понятное дело, Overwatch. Зрителям Overwatch League уже успели запретить использовать один из самых популярных смайлов на Twitch.tv, потому что им пользуются в том числе и неонацисты. По степени накала здравомыслия эта политика стоит где-то рядом с новомодной практикой заклеивать свастику на экспонатах в исторических музеях, но куда деваться. Нет больше в мире OWL бедной лягушки Пепе.
Но все это ерунда. Самая дискотека к нам только подкрадывается. Незадолго до появления в наших краях новогодней черной дыры Blizzard Entertainment анонсировала одно дико интересное нововведение на трансляциях OWL.
Ближайшие игры серии OWL Contenders получат дополнительную защиту от нехороших зрителей. Система, благодаря которой каждый тролль сначала десять раз подумает перед тем, как кого-нибудь оскорбить, будет работать сразу на двух уровнях. Первый – обязательная привязка аккаунта Battle.net к аккаунту Twitch.tv. Без нее будет вообще нельзя чатиться, даже одними полюбовными смайликами с цветочками. Второй — привязавший свою учетку агрессор будет заблокирован сразу и на Twitch, и в сервисе от Blizzard.
То есть, словив бан на трансляции OWL, виноватый рискует потерять не только любимый чатик, но и недешевые ключи, раскаченных героев и вообще все-все-все, нажитое на Battle.net.
Будучи грамотными тактиками, ребята из Blizzard собираются решить одним маневром сразу две задачи. Первая — это, ясное дело, схватить нас покрепче за какое-нибудь чувствительное место и не отпускать. Blizzard, похоже, вообще очень сильно озабочена накруткой зрительской статистики; тем или иным образом связать учетные записи Battle.net и Twitch.tv зазывают решительно все близзардовские игры. Предположу, что фраза «Каждый первый геймер на нашем сервисе — это еще и активный зритель сопутствующего видеоконтента» очень хорошо звучит на бизнес-совещаниях, и поэтому компания активно сватает аккаунты.
Раньше, правда, зазывали все больше пряниками. Дарили лутбоксы в Heroes of the Storm, всякие плюшки в World of Warcraft и так далее. В том же Starcraft 2 и сейчас идет промоакция с дополнительным контентом. Свяжи учетки — получишь приз. Но тут у нас надо додоить корову, поэтому бесплатных лутбоксов Overwatch (ну и что, что лутбоксы есть вещи виртуальные, а потому де-факто бесконечные) у Blizzard для падких на халяву игроков больше нет.
Зато есть чатик. Чужой чатик с и без того работающей модерацией, возможностью отключения и вообще решительно всеми инструментами для того, чтобы оградить кого угодно от кого угодно и чего угодно. Реальная проблема с периодически заплывающим за буйки угаром чата Twitch.tv здесь вообще особенной роли не играет. Как уже причастный к движухе геймер я не вижу в этом стерилизованном контенте ничего хорошего. Зато теперь меня и других зрителей в намордниках можно продавать непричастной публике. Только посмотрите, какое в этой самой Overwatch царство политкорректности и благодушия! Прекрасный люди играют в прекрасную игру и наблюдают за прекрасными прогеймерами! И ни одного плохого слова в чужой адрес! Потрясающе!
То есть да, фанаты Blizzard потихоньку идут на мыло, превращаясь в часть нацеленного на некую широкую аудиторию продукта.
Сама идея-то, конечно, не нова. Большое живое игровое сообщество каждый раз становилось одним из, кхм, маркетинговых преимуществ видеоигровых проектов. Девять из десяти киберспортивных соревнований на том и живут. Все играют в WoW, потому что все играют в WoW, и так далее. Только раньше это все-таки был симбиоз, а теперь нас подводят к тому, чтобы мы напоказ улыбались, писали строго правильные с точки зрения пиарщиков вещи и вообще всячески прогибались под какой-то внешний, еще не охваченный страстями по лутбоксам рынок.
Иначе нам отключат Battle.net. Здорово.
Может ли Activision Blizzard сейчас позволить себе злить своих самых преданных фанатов?
Но мы, видимо, — самая легко поддающаяся на всякие противоестественные маневры часть головоломки, которую отказались решать Спенсер с Амритой.
Ну давайте хотя бы взглянем, что там происходит с Overwatch League, смотреть которую так рьяно зазывают всех и каждого.
Год назад Blizzard и правда удалось зазвать множество инвесторов влить в OWL умопомрачительные по киберспортивным меркам деньги. С тех пор лига успела неплохо стартовать, предсказуемо растерять четверть аудитории во время регулярных матчей и, что уже сильно обиднее, не привлечь на финальные игры даже отвалившиеся 25%.
Между тем, уже в этом году командам надо будет перезаключать контракты. Если их владельцы, конечно, того захотят.
Опять не знаю. Стоит ли Activision Blizzard ставить на стерильного киберспортивного гомункула и сравнительно легкие мобильные деньги вместо того, чтобы просто держать марку? Сейчас продуктами компании недовольны, кажется, решительно все сопутствующие сообщества, от World of Warcraft до Call of Duty. Все сравнительно хорошо только в царстве Starcraft 2, потому что местные стоики еще со времен Brood War привыкли надеяться только на собственный энтузиазм.
Безумно жаль будет потерять одного из лучших разработчиков видеоигр за всю историю этих самых видеоигр. Мобильный клон Diablo, я извиняюсь, способен слепить много кто. Новый World of Warcraft, новый Starcraft — только Blizzard.
Впрочем, даже геймдизайнерский гений не удержит меня в орбите AB, если проекты будут идти под нож на манер HotS. А при просмотре киберспортивных матчей лучше вообще не отсвечивать, иначе анафема. Такой Blizzard мне не нужен. Удачи поймать новую широкую аудиторию без аудитории стержневой.