Первые шаги в изучении 3D-графики
Ответы на распространённые вопросы о 3D. Вполне возможно, вы найдёте здесь что-то полезное.
Раньше это было руководство, на 90% скопированное с мёртвого CG раздела 4chan, потом его переработали на форуме MapCore, а сейчас я его подогнал под интересы нашего сайта. Теперь это плагиат лишь частично.
С чего начать первые шаги в 3D?
Начинать можно по-разному, но проще всего с 3D-редактора. Выбор перед вами широкий:
- Maya (Много доступной документации наряду с 3ds Max);
- 3ds Max (Много доступной документации наряду с Maya);
- Cinema 4D (Больше популярен в индустрии рекламы, чем в в игровой);
- Modo (Я им не пользовался, вроде популярный среди моделлеров);
- Houdini (3D-редактор, и среда визуального программирования для сложных процедурных моделей и эффектов);
- Blender (Бесплатный и не перегружен, как 3ds Max и Maya. Популярен у специалистов 3D-печати. Где-то мощнее других, где-то слабее.).
И несколько вспомогательных программ:
- Marvelous Designer (Создание одежды и Симуляция ткани);
- Substance Designer и Substance Painter (Создание процедурно-генерируемых материалов и текстур);
- MARI (еще один пакет для создания текстур).
Выбрав понравившийся 3D-пакет (советую смотреть на пробные версии, чтобы пощупать разный софт), переходим к руководствам и урокам. В Интернете можно много чего найти, от текста и картинок до видеокурсов. Обучалку, охватывающую все тонкости, вы никогда не встретите, но большинство из них познакомит вас с техниками, необходимыми для достижения любого желаемого результата.
Ого! Сколько всяких программ! А какая лучше? Я слышал, что ______ лучшая.
Вы слышали неправду, а правда в том, что некоторые редакторы лучше подходят для определённых задач. Справляться со всеми трудностями придётся не программе, а вашему навыку художника. В процессе работы над проектом придется перескакивать между парой-тройкой программ. Выбор софта сводится к личным предпочтениям и ответвлению индустрии, с которым связана ваша деятельность. 3ds Max и Maya наиболее популярны и поэтому по ним больше информации в Сети. Интерфейс там, как у космолёта, а кривая обучения весьма крута, но нет такого редактора, который вы не сможете освоить, потратив некоторое время на обучение. Начинать я советовал бы с универсальных пакетов, а не со специализированных.
Ага, значит есть универсальные и специализированные? А как их распознать?
Универсальные пакеты (3ds Max, Maya, Blender) позволяют создавать модели, рендеры, анимацию, текстуры и динамику в рамках одного приложения. Они не требуют сторонних плагинов или приложений для выполнения базовых задач. Однако с помощью плагинов имеющийся функционал можно расширять.
О-о-о, это же Zbrush, в нём сделано столько отличных работ, начну-ка я с него!
Нет, вы забегаете далеко вперёд. Перед те, как браться за Zbrush, следует изучить базовые принципы и основы моделирования. Zbrush – великолепная программа для продвинутых пользователей, занимающихся тонкой доработкой своих моделей или быстрым прототипированием. Не зная общих концепций 3D, учиться работать в Zbrush – не лучшая идея.
Ладно, я понял, это не совсем моё, можете сделать для меня модель ______?
Нет, любой специалист с приличным уровнем навыков делает свою работу за деньги или ради определённой выгоды (как правило). Важно самому проделать всё, что уже было проделано другими, чтобы чему-то научиться. При наличии свободного времени или просто по доброте душевной кто-нибудь может вас выручить, но в таком случае не ожидайте высочайшего качества и выполнения всех ваших пожеланий.
Но это же так сложно, есть какое-нибудь простое решение? Мне не хватает мотивации.
Нет, как и всё остальное, освоение 3D-редактора требует времени и усилий, повторение – мать учения, регулярная работа с интерфейсом закрепит все кратчайшие пути в вашей мышечной памяти. Все проходят через творческий кризис, у всех бывают взлёты и падения. Проявляйте упорство и обязательно станете профессионалом.
Так какой редактор проще всего изучить?
Нет, вам не нужно изучать софт. Сосредоточьтесь на изучении техник. Когда вы хорошо овладеете какой-либо техникой, программа станет лишь инструментом для достижения желаемого результата. Как уже было сказано, больше всего курсов и документации по 3ds Max и Maya, но вам следует учиться моделированию и грамотному использованию различных техник, а не зубрить, что делает каждая кнопка. Информацию об интерфейсе ищите в справочных материалах. F1 и Google – ваши верные друзья.
На что смотрят студии при приёме на работу? Если я не знаю программу ______, меня могут не взять?
Рассматривая портфолио и резюме, студия оценивает ваши умения, отдавая им следующий приоритет:
- Качество работы;
- Универсальность навыков;
- Опыт;
- Умение работать с софтом.
Значит, им без разницы, в чём я работаю? И почему так важна универсальность?
За исключением аниматоров, к которым неприменимо большинство правил в мире 3D, студиям нужны люди, способные к выполнению разного рода задач, а не какой-то одной. Им нужны моделлеры, умеющие работать с текстурами, риггеры, занимающиеся динамикой, специалисты по освещению, разбирающиеся в текстурах. Можно быть и узким специалистом, но широкая направленность всегда поможет вам найти работу.
Глядя на ваше знание софта, студии учитывают редактор, которым пользуются сами, но очень часто у них будут и свои собственные инструменты, так что этот вопрос несильно важен, пока вы хорошо разбираетесь в своём деле. При владении теорией и знании нужных техник, подробное знакомство с любым софтом – вопрос нескольких дней. Конечно, бывают и сложные случаи, когда вы прежде работали только в программе ______, но зачастую опыт работы с конкретными 3D-пакетами не имеет значения (да, блендерфаги, даже вас могут взять на работу при должном уровне навыков).
Если решили заняться созданием ассетов, то основное внимание нужно обращать на модели, текстуры и анимацию.
Низкополигональное моделирование – само по себе искусство, извлечение максимально возможного количества деталей из скромной кучки полигонов требует практики, и выработанной формулы здесь не существует. Создав модель, вы заставляете её выглядеть лучше с помощью UV-развёртки и рельефного текстурирования.
Анимация в играх мало чем отличается от анимации в кино, разве что выше вероятность сильной деформации модели и нет столь жёсткого контроля над ригами. Тем не менее, базовые принципы остаются в силе.
Cписок полезных ссылок
- https://render.ru/ – сообщество и текстовые уроки, выпускают журнал про 3D;
- https://3dpapa.ru/ – блог о 3D-графике;
- https://3ddd.ru/ – еще один сайт на русском языке.
Не все курсы одинаково полезны. Качество не всегда зависит от цены материала, но в большинстве за доступ к самым крутым урокам придется заплатить.
- DigitalTutors.com, который сейчас стал называться Pluralsight Creative;
- The Gnomon Workshop – курсы по 30+ часов;
- Lynda.com – еще одна компания, предоставляющая услуги онлайн-обучения;
- Udemy.com – и еще одна;
- UArtsy.com – школа онлайн-искусств;
- Allegorithmic – куча качественных бесплатных уроков про текстуры на youtube.com;
- CGElves.com – тут ищите разнообразные уроки по Marvelous Designer.
Большинство популярных курсов переведено на русский, но опять, не всегда бесплатно. Переводы можно купить в клубе “Перевод Всем”, уже готово огромное количество курсов. В открытом доступе что-то удается нагуглить, а что-то нет. Базовые курсы точно можно найти. После прохождения первых курсов легко получится переключиться на английский, материалов на нем намного больше и они актуальнее. Плюс к этому, большинство работодателей желают общаться именно на английском.
На следующем этапе вас подстерегает проклятие новичка в виде прохождения одних только курсов и чтобы его избежать, постарайтесь быстрее перейти к созданию готовых продуктов. Если вы изучаете 3D только для игр, начните с создания карт к ним, например с помощью Source SDK. У вас есть опыт программирования? Сразу переключайтесь на игровые движки вроде Unreal или Unity. Когда вы получите первые отзывы от использования ваших работ, вы с новой силой захотите совершенствоваться в таком нелегком деле как компьютерная графика.