Нанимаем gamedev-художника – оплата труда и авторское право
Разработчики игр часто считают, что программная составляющая и геймплей – это самое главное в играх, однако как бы им этого ни хотелось, мы-то с вами знаем, что арт-дизайн игры стоит на одном из первых мест (а может, и на первом).
Красивая графика и эскизы очень важны для привлечения бэкеров и покупателей на Kickstarter, так как это первое, что видит человек задолго до того, как он сможет действительно порубиться в желанную игрушку. Как говорится, если хочешь добиться успеха на Kickstarter, твой проект должен выглядеть клево.
Закари Стрибек (Zachary Strebeck) из Gamasutra опросил пару фрилансеров, рисующих гейм-дизайнеров, и узнал больше об их работе и процессе оплаты их труда. Представляем вашему вниманию Art Vogt и Lux, двух замечательных художников, которые согласились уделить время и ответить на несколько вопросов. Что ж, посмотрим, что нового они нам поведают!
Оплата
Когда я задал вопрос о том, как происходит расчет за проделанную работу, оба художника дали примерно одинаковые ответы. Lux сказала, что в случае с небольшими заказами она предпочитает брать около половины суммы в качестве задатка, тогда как оставшуюся часть ей выплачивают по завершении проекта. Если же проект долгосрочный, помимо задатка Lux предпочитает раз в несколько недель получать почасовую оплату.
По словам Art Vogt, он обычно не берет задаток для мелких проектов, а если заказ крупный, он требует какую-то часть суммы в качестве задатка. Art признался, что часто начинал работу, еще не получив задатка. Похоже, доверие играет важную роль в отношениях между заказчиком и художником.
А что по поводу дохода от выручки после релиза игры? Это приемлемый способ оплаты?
Несмотря на то, что оба художника заключали подобные сделки, они предупреждают, что следует реалистично оценивать шансы на успех и нужно быть готовым к тому, что в итоге ты ничего не получишь. Art сказал:
«НИКОГДА не рассчитывайте на деньги от подобного рода сделок. Я ВСЕГДА предполагаю, что мне вообще не заплатят за подобные проекты».
Так к чему за них браться?
«Обычно я беру только мелкие проекты такого рода, – ответил Art. – Чем больше проект, тем больше времени ты должен на него потратить, что повышает риски потратить время и силы впустую. Если же у вас уже есть основная работа, то можно заняться таким проектом для души».
По мнению Lux, несмотря на то, что многие начинающие художники берут подобные проекты для получения опыта, «все это формирует неуважительное отношение к работе и времени профессионального художника».
Она добавила, что из-за этого некоторые разработчики обвиняли ее в завышении цен, так как «начинающие» художники зачатую ставят гораздо более низкую планку. Art считает, что нет ничего зазорного в том, чтобы войти в положение разработчиков, но он будет работать бесплатно или по заниженной ставке только в том случае, если он уважает этих людей и знает, что у них действительно нет денег. Art настаивает, что если художник и разработчик заключают подобное соглашение, то лучше оформит все на бумаге.
Если в качестве единственного способа оплаты художнику предлагается доля от выручки, для Lux это является достаточным основанием для отклонения предложения.
«Я понимаю, что многие небольшие команды разработчиков просто не могут себе позволить оплату труда художника, но я считаю, что вам не следует искать художника, если вы не готовы достойно оплатить его труд», – говорит она.
С этим сложно не согласиться.
А что по поводу интеллектуальной собственности? Художники сохраняют авторские права на свою работу?
Lux призналась, что она обычно не имеет ничего против того, чтобы клиент оставил авторские права себе, но, конечно же, только в том случае, если он полностью оплачивает заказ. Art согласен с Lux, если работа основана на идеях заказчика:
«Я не считаю это СВОЕЙ работой. Это их собственность, ведь они за нее заплатили».
Тем не менее, если работа основана на его собственных задумках, Art менее охотно расстается с авторскими правами. Он советует художникам обратиться к адвокату и составить грамотный контракт, который все обговаривает и гарантирует достойную компенсацию.
«Вы не можете себе позволить оказаться в проигрыше, когда речь идет о проекте, на который вы потратили массу времени», – предупреждает Art.
Что касается меня, я часто добавляю в контракт пункт, который позволяет художникам использовать их работу для саморекламы. Таким образом, художник может поместить работу в портфолио, однако авторские права на работу закрепляются за разработчиком, который ее оплатил.
Если вам нужен грамотный контракт, обязательно обратитесь к адвокату. К тому же, вам поможет эта электронная книга, посвященная юридическим вопросам разработки игр. В ней вы найдете дополнительную информацию о проблемах, с которыми могут столкнуться разработчики с юридической точки зрения.
Вам будет интересно: Как я рисовал персонажей для игры.