Разработка алфавита
Скриншот из Spryke, демонстрирующий различное применение созданного для игры алфавита.
Создание собственного алфавита – отличный способ сделать игру более атмосферной и правдоподобной. Письменность окружает нас повсюду и заметно влияет на то, каким мы воспринимаем вымышленные миры. Уникальный алфавит добавит уникальности игровому миру.
Любой, кто хоть раз пробовал придумать собственный шрифт, понимает, насколько это сложно. Наш мозг очень чувствителен к удобству чтения, и даже мельчайшие изменения в изгибах или толщине линий могут пересечь границу между элегантностью и несуразностью.
Хорошая новость в том, что при создании вымышленного алфавита нет жёстких правил, и заниматься его разработкой очень увлекательно. Но здесь не обойтись наугад набросанными закорючками! Недавно я работал над алфавитом для игры Spryke и теперь могу поделиться с вами всеми подробностями этого процесса.
Преимущества собственного алфавита в вашей игре
Для начала взглянем на ряд причин, способных побудить вас на создание отдельного алфавита:
- Письменность встречается повсеместно и является ключевым компонентом культуры (даже её отсутствие в устных культурах будет таковым компонентом). Если вы хотите, чтоб мир игры обладал признаками живой, дышащей культуры, следует задуматься о его письменности.
- Если ваша игры выполнена в фантастическом или фэнтезийном сеттинге, её персонажи, вероятно, не должны говорить/писать по-английски. Напрашивается вопрос: а на каком языке они говорят/пишут?
- Если действие игры происходит в вымышленном государстве нашего времени, новосозданный алфавит покажет, что вы постарались сделать эту страну уникальной, а не просто собрали в кучу известные стереотипы, на манер Just Cause и Far Cry.
- Алфавит может быть своего рода кодом, который игрокам предстоит расшифровать. Вокруг этого можно строить головоломки.
- Вымышленный алфавит позволяет наполнить игру рекламными щитами, вывесками и слоганами без необходимости придумывать для них броские и осмысленные тексты.
- Если в вашей игре присутствует несколько культур/рас/подвидов, их алфавиты покажут разницу между ними даже без присутствия персонажей. Например, надписи в древних руинах будут служить признаком исчезнувшей цивилизации, а символы на пустующем космическом корабле могут намекнуть, что он принадлежит врагу.
- Разработка алфавита – очень увлекательное занятие!
Текст многое говорит даже тем, кто его не понимает. Он хранит в себе культурные и эстетические признаки и может выглядеть знакомым или чужим, простым или запутанным, вычурным или упорядоченным и не только.
Шаг 1: Сверяемся с культурой игрового мира
Эстетические и функциональные аспекты алфавита многое говорят о его создателях. Его формы натуральным образом исходят из характерных особенностей породившей его культуры.
Например, взгляните на этот старинный алфавит:
Состоящие преимущественно из прочных, мужественных форм, эти символы обладают таким единством размера и экономичностью очертаний, что заставляет думать, будто их не написали, а сконструировали. Они крепкие, подтянутые, рациональные.
Судя по этому алфавиту, можно предположить, что он создан прагматичной, строгой культурой, ценящей порядок, силу и чёткую структуру. И в общем, это не самое плохое описание древних римлян.
Теперь посмотрите на символы другого старинного алфавита:
В них нет умеренности и симметрии латинских букв, они куда более сложные, замысловатые и плавные. Культура, создавшая эти символы, должно быть, ценила изощрённость, искусность и тонкие нюансы.
Смотрим на третий пример:
В заострённых, зубчатых формах этих символов нет сбалансированности и простоты латинских букв, и нет запутанности и грациозности китайских иероглифов. Вместо этого в них прослеживается агрессия, граничащая со свирепостью. И неудивительно, ведь это Довазул, язык драконов из Skyrim.
Ваш алфавит может (и будет) снабжать игроков информацией об игровом мире. Если алфавит выглядит интересным, скучным, сложным или легкомысленным, то и обитатели игры будут казаться интересными, скучными, сложными или легкомысленными. Используйте это в своих интересах и удостоверьтесь, что алфавит передаёт именно то, что вы задумали.
Шаг 2: Сверяемся с технологиями игрового мира
Множество длинных, скошенных черт в драконьем языке не просто делают его впечатляющим и немного враждебным. Эти символы вырезались драконами, у которых не было перьев, кистей и зубил, зато были когти. Дизайнеры из Bethesda с умом использовали этот факт.
Вы могли даже не задумываться об этом, обшаривая подземелья, но могли заметить на подсознательном уровне. Принимая во внимание не только индивидуальность, но и способ начертания символов, Bethesda разработала алфавит, который выглядит правдоподобным.
Есть несколько технологических факторов, влияющих на успешность алфавита. Эти англосаксонские руны обычно вырезались в дереве, поэтому тут почти нет плавных и горизонтальных линий (прямые линии проще вырезать, а горизонтальные могут повредить древесную структуру и расколоть дощечку):
С другой стороны, этот великолепный сингальский алфавит (Шри-Ланка) избегает прямых линий и углов (сингальское письмо наносилось на бумагу из тонких пальмовых листьев, и острые углы могли привести к разрывам):
Как видите, учёт технологий окажет прямое влияние на внешний вид вашего алфавита. Внимание к технологическим аспектам не только сделает символы правдоподобными, но и подскажет интересное эстетическое направление.
О чём можно задуматься:
- Чем пишут люди/существа в вашей игре?
- На чём они пишут?
- Они живут в изобилии, и в их культуре процветает искусство?
- Они живут среди опасного окружения и придерживаются минимализма в письменности, чтобы писать быстрее?
Действие Spryke происходит на далёкой планете в фантастическом сеттинге, так что мой алфавит должен выглядеть современно (ведь он отображается в основном с помощью точных машин, как и в нашем сегодняшнем мире). Также он должен быть чужеродным и незнакомым, но сохранять юмористические нотки, поддерживая общий мультяшный стиль игры.
Шаг 3: Изучение реальных алфавитов
На нашей планете существует множество письменных систем – вероятно, больше, чем вы думаете. Ознакомьтесь с некоторыми из них, чтобы лучше понять, какой вы хотите видеть свою.
Так что, проведите небольшое исследование и поищите что-нибудь интересное. Не забывайте по возможности проверять другие шрифты, они могут использовать совершенно разные дизайнерские решения. Как никак, традиционные японские свитки по эстетике резко отличаются от неоновой рекламы в центре Токио.
Но если вы похожи на меня, то за вдохновением не придётся далеко идти!
Шаг 4: Выбор основных элементов
Большинство письменных систем используют различные комбинации небольшого количества элементов. Будет хорошей идеей определиться с этими составными блоками прежде, чем делать самые первые наброски символов. Это поможет создать гармоничный дизайн и не слишком сильно полагаться на особенности написания, присущие вашему родному языку.
Выберите несколько подходящих форм, которые будут определять эстетику алфавита. Не забывайте поглядывать в приглянувшиеся вам реальные примеры в поисках вдохновения.
Алфавит Spryke должен быть слегка несерьёзным и принадлежащим инопланетной расе. Мой выбор глаголицы оказался довольно полезным, потому что её уникальный вид сам по себе делает её чужеземной по современным меркам, ведь она уже давно вышла из использования. Вдобавок, её характерные мотивы с кругами и треугольниками отлично вписываются в требуемый мультяшный стиль. Делая алфавит более технологичным, я остановился на точных углах и прямых линиях.
Шаг 5: Наброски на бумаге
Дальше я изрисовал несколько страниц примерами символов с этими элементами, сверяясь с глаголицей (то есть, глядя на руки). Одни выглядели неплохо, другие отвратительно, и большинство прошло через несколько итераций в порядке нахождения золотой середины.
Шаг 6: Векторизация и окончательная доработка
Просмотрев все свои наброски, я отобрал около 40 самых многообещающих. Я перенёс их в Photoshop с помощью векторных форм (разумеется, вы можете использовать Illustrator или другой софт). После множества повторных мельчайших изменений мой алфавит обрёл финальную форму. В итоге я сделал 52 символа:
Работая над символами стоит придерживаться некоторых моментов:
- Старайтесь сохранять постоянную толщину линий.
- Если в каком-то символе это напрашивается само собой, будьте вольны отклоняться от основных форм, углов и толщины, но не отклоняйтесь от них бездумно или случайно.
- Как и в любом дизайне, секрет в том, чтобы переделывать всё снова и снова, и снова.
- Пробуйте поворачивать или переворачивать свои символы, они могут предстать совсем в другом свете.
- Определитесь, каким вам кажется вес вашего алфавита. Будет ли он крепко стоять на земле, как латиница, тянуться к небесам, как еврейский алфавит или парить в невесомости, как китайские иероглифы? Я остановился на невесомости, так мои символы кажутся более «цифровыми», причудливыми и самодостаточными.
- Делите символы на заглавные и прописные, только если это кажется вам действительно необходимым, ведь тем самым вы вдвое увеличиваете объём работы. Множество реальных алфавитов имеют только один вариант написания.
Шаг 7: Пунктуация
Про пунктуацию-то вы и забыли, да? Для наших целей служат два вида пунктуации, я называю их структурной и акцентирующей.
Структурная пунктуация – запятые, тире, точки с запятой – помогает лучше понять предложение, организовав его правильным образом; нам она особо не нужна, ведь вымышленный текст всё равно не будет читаемым. Но вы всё равно можете включить её в свой алфавит: она сделает его визуально интереснее, аутентичнее и разнообразнее.
Акцентирующая пунктуация подчёркивает контекст фразы, указывая на слова, которые не нужно воспринимать «буквально», или слова, которые особенно важны! А может, эта пунктуация ещё и помогает сделать акцент на сомнении? Или даже на …………………………..тишине?
Нужна вам пунктуация или нет, зависит от вас и от специфики вашей игры. Я решил, что в Spryke структурная пунктуация ни к чему, но акцентирующая может пригодиться.
Если вы тоже решите добавить в игру акцентирующую пунктуацию, её надо будет сделать распознаваемой для игроков, даже если сам алфавит таким не является. Нет смысла придумывать новый вопросительный символ для замены «?», если аудитория примет его за очередную букву.
Этого можно добиться несколькими способами:
- Если вашу игру населяют люди современного мира, можно использовать те же знаки препинания, что и в английском, так как в наши дни они применяются и в некоторых нелатинских языках.
- Можно придумать креативные вариации привычных символов, которые будут выглядеть оригинальными, но в то же время понятными.
- Можно и вовсе отказаться от знаков препинания, используя для акцентирования цвет, интервал, жирность, курсив, подчёркивание и размер.
- Можно сделать знаки препинания настолько непохожими на буквы, что их невозможно будет перепутать.
Я выбрал последний вариант и сделал три разных знака. Игроки не будут в точности понимать их значение, но будет заметно, что эти знаки что-то подчёркивают. Их уникальный дизайн, приподнятость и схожесть с кавычками должны в этом помочь.
Шаг 8: Цифры
Как и в случае с пунктуацией, цифры должны заметно отличаться от букв. В Spryke я добился этого двумя способами. Во-первых, я сделал их меньше и подобрал им одинаковый размер. Во-вторых, я собрал их из других элементов.
Я выбрал дуги (недописанные круги), сделав их непохожими на буквы, в которых используются целые круги, треугольники и прямые линии.
Шаг 9: Шрифты
Я пишу это в своём домашнем кабинете, но даже здесь, не вставая с кресла, я могу насчитать около 20 разных шрифтов: несколько на экране монитора, по одному разному на логотипах практически каждого электроприбора в комнате и ещё парочка на старом объявлении на столе. Где бы вы ни были, уверен, вокруг вас тоже найдётся множество разных шрифтов.
Наш мир полон разных шрифтов, и было бы странно, если бы все вдруг начали пользоваться лишь одним. Так что и в мире вашей игры не помешает несколько вариаций шрифтов. Их разработка не займёт столько же времени, сколько у вас ушло на основной вариант, но работы всё же предстоит немало. Я предлагаю сделать несколько вариантов, держа в уме особое назначение для каждого из них.
Я сделал четыре:
- Мой оригинальный шрифт, он хорошо подходит для небольших областей, благодаря одинаковым тонким линиям.
- Один пожирнее – для больших областей, вроде зданий и габаритной техники. Я слегка смягчил его, сгладив некоторые углы у треугольников.
- Грубый, небрежный шрифт для граффити, пещерных надписей и т.п. Его я сделал только в растровом формате.
- Весёлая, стильная версия для рекламы, неоновых вывесок и прочего. Я сделал шрифт более приветливым, сгладив большинство углов и изменив некоторые символы, так чтобы между элементами оставалось достаточно свободного пространства.
Собираем всё в единое целое
Готово! Теперь у меня есть уникальный, цельный и интересный инопланетный алфавит из 52 букв, 10 цифр и трёх знаков препинания, а также четыре шрифта (в сумме 260 символов). Теперь я буду внедрять его в игровой мир по ходу разработки Spryke, в полной уверенности, что у меня найдутся символы на все возможные случаи.
Надеюсь, это кому-нибудь поможет, а если вы сами разрабатывали свой алфавит, я буду рад взглянуть на его!
Эта статья была первоначально размещена в блоге разработчиков Volnaiskra, Designing an Alien Alphabet.
Дополнительная литература: Конструирование языков. От эсперанто до дотракийского. Автор: Пиперски Александр Чедович.