Мир Cyberfight.ru

Киберспорт, Статьи | |

Давным-давно, на перепутье XX и XXI веков, когда среди молодежи в тренде были компьютерные клубы вместо уроков в школе, а собственно компьютеры были далеко не у всех, в России зародился киберспорт. Unreal, Quake 3 и Counter-Strike вышли с разницей в один год и мгновенно захватили всё, на чем можно было играть в трехмерные игры. Наверное, многие из вас хорошо помнят те золотые времена, когда играть в «контру» лучше своих одноклассников считалось нереально круто. Из-за отсутствия дома нормального интернета, даже модемного, приходилось выяснять кто лучший прямо на месте в клубе, беря «две машины по полчаса» после школы. Именно так начинал формироваться отечественный прогейминг.

starting

Среди тех, кто увлекался Unreal’ом, был владелец небольшого html-сайта unreal.ru —  москвич Дмитрий Кузнецов. На сайте он сформировал довольно дружное сообщество фанатов игры, которые общались между собой, обсуждали тактики и стратегии выживания в мультиплеере. И вот, в один прекрасный момент сообщество попросило хозяина сайта провести турнир, чтобы выяснить, кто же среди них лучший. Дмитрий успешно провел мероприятие, победителям выдал в качестве призов пару пейджеров (раньше в моде были такие устройства для получения сообщений), ну а потом… пошло-поехало. Дима взялся за проведение новых турниров в столичном компьютерном клубе iN-Station и вел там это направление больше года.

d1monn1

В то время в должности управляющего клуба находился Денис bull3t Самохин, который вместе с Димой, возможно, сам того не зная, определил вектор развития российского киберспорта более чем на десяток лет вперед. Так появился www.cyberfight.ru.

c58 open

с58 – моё дитя… Если вспоминать час «зачатья», то было это в вагоне поезда Днепропетровск-Москва. Помнится, в купе ехали я, Димон, Fess (Володя Янов) и Вольгот (правда, он сразу отдалился). Настроение у всех тогда было прекрасное. Днепропетровцы организовали отличный чемпионат по UT, на котором мы с Вовой заняли второе место и слово за слово, начал вырисовываться с58. Тогда с58 занял главное место в моей жизни, всё было в диковинку и поэтому жутко интересно, любой шаг был уникальным. Мы творили! Как пролетели первые полгода, я не заметил, постоянно появлялись новые и интересные люди, была масса чемпионатов, в том числе и зарубежных, на которых мы шаг за шагом двигали Российский киберспорт.

Денис Bull3t Самохин

В то время в рунете присутствовали в основном лишь клановые страницы, а понятия команд в современном их понимании просто не существовало. Сайты, посвященные киберспорту на тот момент ограничивались порталом warrior.dp.ua и авторским блогом Романа Polosatiy Тарасенко, первого российского профессионального киберспортсмена, получающего официальную спонсорскую зарплату.

Идея создания с58 изначально принадлежала Денису “bull3t” Самохину. В то время на турниры начали заглядывать профессиональные квейкеры типа Fess’a и Devil’a, и им пытались противостоять ребята, которые не имели такого опыта по стрельбе и тактике игры в шутеры.

Идею поддержал я и мои партнеры, в феврале 2001 года мы сели в офисе делать портал при помощи дизайнера и программиста студии Legus. Собственно, то что есть сейчас это плод усилий Паши “aloner” Пришивалко. А модный в то время пиксельный дизайн нам нарисовал bob.kgb.ru.

Дмитрий D1monn Кузнецов

Когда в апреле 2001 года Дима и Денис запустили cyberfight, Роман закрыл свой ресурс и перешел в команду авторов c58. Ребята не стали размениваться по мелочам и заодно развалили популярную тогда quake-команду Formoza, забрав оттуда лучших игроков: Pow3r, Devil, Fess. Со стороны был также приглашен небезызвестный PELE.

Уже в мае этого же года, вся команда поехала на CPL Holland, затем посетила Lan Arena в Париже, финал ClanBase, а в августе случился CPL London. Однако отношения руководства и игроков не срослись и 1 сентября 2001 года проект покинули все, кроме Романа и Дмитрия.

Сейчас трансферы и беготня игроков между командами воспринимается как нечто обыденное, но в то время для Димы это стало шоком. Несмотря на такой удар, в рамках WCG Russia 2001 под руководством костяка c58 был проведен последний крупный чемпионат России по Quake 3 4 vs 4.

d1monn2

Хотелось сделать сайт, который стал бы родным домом для всех кто интересуется киберспортом. Новости-демки-фото-репортажи-интервью-статьи-триксы-конфиги-обучение. Собственно, во второй редакции сайта это все уже было. А впереди нас ждало 12 лет существования сайта, работы, взлетов и падений.

Дмитрий D1monn Кузнецов

На начальном этапе становления cyberfight’а стратегией развития занимался Денис. Он курировал все взаимоотношения с западом, CPL, Lan Arena, переводил интервью с членами команды на английский язык. Планы всех выездов c58 за границу также разрабатывались им. Однако, в 2002 году Bull3t решил отойти от работы на портале, закрыл свой клуб «ИН-Станция» и занялся новыми проектами.

После того, как Денис вышел из проекта, его место занял Роман Тарасенко, регулярные статьи которого ждали практически все посетители «киберфайта». В течении нескольких лет «Полосатый» занимался развитием портала, всё также совмещая это с писательской деятельностью и репортажами со всех крупных чемпионатов. В 2004 году он стал членом правления Федерации Компьютерного Спорта России, вошел в число 16 лучших прогеймеров всех времён и народов по версии популярного киберспортивного портала ESReality. В 2004 году пути c58 и Романа разошлись, а последняя запись о Quake LAN в его авторской колонке датируется 8 апреля.

Романа Polosatiy Тарасенко

Роман начал свой путь в киберспорт с 4 места на дуэльном чемпионате по Quake 2 в апреле далекого 1999 года. Тогда он показался всем весьма странным игроком, да и к тому же он держал клавиатуру на коленях, а не как все остальные на столе! Но талант и стремление стать лучшим сделали свое дело.

Настоящий успех и известность пришли к Полосатому в декабре 2000 года, когда он занял 2 место на немецком турнире от CPL Europe, уступив лишь фавориту Джонатану Fatal1ty Уэнделу. Так, неожиданно, весь мир узнал про мощь российской quake-школы. На протяжении следующих лет Роман занимал призовые места на большинстве турниров, которые посещал, вел собственный блог, где выкладывал демки, конфиги и стратегии. Теперь уже другие игроки подражали ему, держа клавиатуру на коленях. При этом сам Рома не помнит, почему стал так делать.

Очевидно, что когда он перешел на свежеоткрывшийся портал c58, закрыв свой блог, то все, кто следил за успехами Романа, перешли туда же. Таким образом, cyberfight автоматически стал главным ресурсом СНГ посвященным киберспорту и Quake 3 в частности. А особо ценным стало то, что все репортажи, демки и отчеты выходили буквально из первых рук, с пылу и жару.

Рома был у нас сотрудником с которым сложились отличные отношения. Ну и мы помогли ему в решении одной проблемы. Он себя зарекомендовал отличным парнем и человеком, который переживает за результат и общее дело. Ну и кстати, могу сказать что он просто порядочный человек. Когда стало видно что он достиг потолка и ему нужен дальнейший рост – мы простились. Но в футбол по воскресениям все равно продолжали играть.

Дмитрий D1monn Кузнецов

Киберспорт в России набирал обороты и, в 2001 году открылся первый конкурент c58 – progamer.ru, который специализировался на стратегических дисциплинах – WarCraft III и StarCraft.

Помню что были какие-то постоянные трения с progamer.ru. Обычные в то время войны за информацию, демки, фотографии и все такое. Сейчас все это кажется смешным. Ребята очень амбициозные, отлично работали и постоянно нас держали в тонусе. Я не припомню нормальных отношений со Сникерсом и Алексом_А (как пишутся их имена я уже не помню).

Дмитрий D1monn Кузнецов

Настоящий звездный час для Cyberfight наступил в начале 2003 года. Незадолго до этого компания ASUS Russia, штат которой на тот момент насчитывал всего лишь несколько сотрудников, обратилась к Диме с предложением о поддержке проекта c58. Так, с легкой руки представителя ASUS Алексея Воронкова и директора «Киберфайта» Дмитрия Кузнецова, команда стала называться ASUS|c58.

asus начал сотрудничество

Практически сразу после этого был сорван джекпот в виде победы нашего квейкера Алексея uNkind Смаева на WCG 2002.

После этого представители ASUS предложили провести первый Quake 3 турнир в компьютерном клубе Net-Land. ASUS Cup Winter 2003 состоялся 25-26 января, собрав сильнейших игроков со всего СНГ. На турнир приехали 55 команд, которые боролись за топовые видеокарты от ASUS.

Впечатления были отличные. Никто тогда не знал, что в итоге это всё превратится в серию ASUS Open которая продолжалась 9 лет. Мы провели 36 турниров, которые стали фундаментом развития киберспорта в СНГ.

Дмитрий D1monn Кузнецов

23

mousesports

Наверное, в СНГ нет ни одного киберспортсмена, не знающего о серии ASUS Open от cyberfight.ru. Турнир проводился каждые 3 месяца, четыре раза в год и на протяжении всей своей жизни собирал лучших прогеймеров не только из России, Белоруссии и Украины, но даже из Германии, Кореи, Швеции и Финляндии. Ну а с весны 2010 года Asus Open Cup приобрел статус официальных отборочных соревнований для всемирного первенства Electronic Sports World Cup (ESWC). Но всё хорошее имеет свойство заканчиваться и, к сожалению, 2 февраля 2013 года завершилась история сотрудничества c58 и ASUS.

Официальное заявление Влада Захарова, представителя компании ASUS:

“На территории СНГ проводится два типа киберспортивных соревнований. Первые, турниры от производителей оборудования, такие, как ASUS Open Cup и Samsung WCG.

Вторые, несвязанные напрямую с конкретным вендором, а привлекающие нескольких спонсоров, такие, как Starladder и TechLabs CUP.

За последний год, формат проведения ASUS Open практически полностью слился с форматом проведения Starladder. Схожие системы квалификации, LAN-финалы в Киеве и много других вещей, которых рядовому геймеру может быть и не видно изнутри. В 2013 году компания ASUS решила отказаться от соревнований ASUS Open в пользу поддержки турнира Starladder, который набирает хорошие обороты и имеет все шансы выйти далеко за пределы СНГ”.

Сейчас компьютерный спорт все больше стал уходить в онлайн, а грань между спортивными дисциплинами и обычными развлекательными игрушками размывается. Для киберспортивных СМИ это означает то, что держаться на плаву только за счет прогеймеров становится всё сложнее.

Совсем недавно, 24 сентября, стало известно, что cyberfight.ru был продан. Посещаемость портала падала на протяжении нескольких лет и достигла своего минимума летом 2013 года. Вот что говорит о продаже сам Дмитрий:

Продать c58 меня сподвигли личные причины. Плюс проект вступил в стагнацию, и его содержание стало убыточным.

С весны 2013 года я утратил интерес к тому чем занимался, наверное, пришло время. Но вообще, думаю, что сейчас вся эта индустрия в целом переживает кризис идей и болезненную смену игровых платформ. А так, судя по инвестициям и количеству мероприятий, грех жаловаться. Жаль, что угробили серию ASUS Open, но это вопрос человеческого фактора и пожеланий нынешнего поколения менеджмента ASUS. А для меня во всем этом пропал какой-то miracle что ли. Есть ли ощущение новизны у геймеров — это другой вопрос. Очень сильно всё поменялось за последние 10 лет.

На вопрос о том, не жалеет ли о потраченном на киберспорт времени, Дмитрий ответил:

Нет. Я вообще ни о чем не жалею. Это было очень классное время. Интересные события и люди. Целый мир.

D1monn

С уходом c58 с арены киберспорта что-то опустело и в душе тех, кто в начале 2000-х тренировался в душных клубах, тех, кто застал становление cyberfight.ru, progamer.ru, frag.su как столпов киберспорта в рунете. Сейчас я чувствую грусть и ностальгию по тем временам. Ведь и для нас с вами это был целый мир.

Алексей DoCeNt Петров

Поделиться

Обсудить